«Университет - особая среда, которая является мощным стимулом для развития всех, кто в неё погружен, - от студента до преподавателя. Это как с выращиванием устриц: нет никаких способов искусственно увеличить их размер, и только поместив устриц в специальную экологичную среду, можно стимулировать рост моллюсков и помочь раскрыться природному вкусу». Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева в специальном проекте федерального журнала «Аккредитация в образовании» - «Первые леди. Как женщины-ректоры меняют российское образование» - об истории, традициях и главных людях университета, трендах, вызовах и стратегических планах. Журнал № 2 (134) 2022.
О «стеклянном потолке» и факторах преодоления
- С какими барьерами вы сталкивались на пути к должности ректора и какие преодолеваете сегодня?
«Стеклянный потолок» - это, точно, не про меня, хотя проблема барьеров для женщин, мечтающих о карьере, к сожалению, остается очень актуальной и болезненной. Наверное, мне просто повезло, что на каком-то определенном этапе оказывалась в нужном месте, в нужный час. У меня не было проблем ни с профессиональным, ни с карьерным ростом.
Я пришла в университет в 1996 году, преподавателем кафедры бухучета и аудита. Думала, поработаю год-другой и уйду. Я была совершенно не академичная. Но именно академическая среда - интересная, многогранная, мотивирующая, так меня захватила, что университет стал всей жизнью. Это было потрясающее, удивительное время. Я неожиданно влюбилась в науку. С огромным удовольствием писала и кандидатскую, и докторскую. Каждый раз передо мной открывались новые двери, а я всё шла вперед по анфиладе прекрасных комнат. Только получила степень кандидата экономических наук, предложили возглавить кафедру. Защитила докторскую, через неделю появилась вакансия проректора по науке.
Затем стала первым проректором, а в 2015 году коллектив избрал меня ректором.
Трудно быть ректором
Трудная это работа - быть ректором. Я это почувствовала с первых дней. Ответственность навалилась огромная, я её буквально физически ощущала. Университет тогда переживал один из сложнейших периодов в своей истории, который совпал с реорганизацией всей образовательной отрасли. Мы практически лишились финансирования. Вся экономика была отстроена под годовой бюджет 2 мрд рублей, и вдруг его урезали наполовину.
Понадобилось несколько лет, чтобы закрыть все прорехи, «сшить» экономику, прирасти деньгами, собрать команду. Это было невероятно трудно. Сейчас я оглядываюсь и порой сама не понимаю, как нам удалось не только выстоять, но и упрочить позиции университета.
ВГУЭС сегодня успешно конкурирует с ведущими российскими вузами, в том числе с теми, кто находится в исключительно благоприятных финансовых условиях. В Национальном рейтинге «Интерфакс» мы входим в ТОП-100 лучших вузов страны. На Дальнем Востоке, высшую школу которого представляют 39 вузов, ВГУЭС занимает третью позицию, уступая только федеральным университетам.
Инструменты трансформации
Мы создали по-настоящему уникальную модель управления университетом. Начали с того, что отказались от факультетов, вместо них открыли большие кафедры, которые изначально формировались под руководителя - эффективного менеджера. Для меня важно, что мои умные, неординарные коллеги не только умеют достигать высоких личных результатов, но и ощущают себя частью одной команды.
Мы все любим наш университет, и в этом главный секрет успешности ВГУЭС.
Стратегия инноваций
- Чем вы руководствуетесь в процессе принятия и реализации инновационных решений? Как поддерживаете баланс между нововведениями и традициями?
На мой взгляд, без традиций не может быть инноваций. Любое движение вперед начинается с традиций.
С первых дней работы в университете я приняла наши традиции и ценности, и все время поддерживаю и продвигаю их, во всех своих ипостасях и должностях. В числе главных традиций ВГУЭС - привлечение в университет лучших, талантливых молодых людей, подготовка квалифицированных специалистов для региональной экономики, формирование интеллектуальной элиты. 55 лет мы не только следуем этой традиции, но и последовательно развиваем, наполняем инновационным содержанием.
Сейчас в тренде цифровизация. Мы сейчас очень активно занимаемся этими процессами, хотя курс на информатизацию и цифровизацию взяли еще в середине 90-х, начав массовую компьютеризацию университета. Это был настоящий технологический прорыв не только в истории ВГУЭС, но и всей высшей школы. Так что ВГУЭС давно живет в цифровом пространстве.
У нас принята программа цифрового развития по ряду важнейших направлений, в том числе, электронное обучение, виртуальная реальность, качество электронного учебного контента, онлайн-курсы на открытых платформах. Реализуем сетевые проекты по 23 дисциплинам с ведущими вузами страны. Участвуют около 1000 студентов. Среди наших партнёров - МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.
ВГУЭС для Приморья и Дальнего Востока
Все инновационные решения подчинены одной главной задаче - повышению качества образования. У нас это получается. ВГУЭС в полной мере соответствует статусу регионального университета, успешно решает задачу государственной важности - закрепление молодежи на территории, насыщение местного рынка труда молодыми профессиональными кадрами. Большинство наших студентов - жители Приморского края. В прошлом году во ВГУЭС поступили 57% выпускников школ Владивостока и 32% выпускников из Приморского края.
Абитуриенты выбирают наш университет, даже несмотря на ограниченное количество бюджетных мест. На некоторых направлениях их нет вообще, тем не менее там аншлаг. Как например, в Высшей школе кино и телевидения, Институте креативных индустрий ВГУЭС.
В 2021 году к нам поступили 1000 первокурсников, и только 352 на бюджет. При этом стоимость обучения у нас высокая. Выбор абитуриентов – еще одно подтверждение, что мы движемся в правильном направлении, находим тот самый баланс между инновациями и традициями, теорией и практикой, запросом молодежи и возможностями университета.
Ценности и результаты
- Как вы реализуете цепочку «ценность – цель – средство – результат»?
Самая главная ценность в мире - это человек. Самые главные люди в нашем университете - это студенты. Наша цель - сделать всё, чтобы они получили достойное образование, приобрели современные знания и компетенции, освоили Soft skills и другие надпрофессиональные навыки. В кампусе ВГУЭС созданы все условия для учебы, отдыха и самореализации. У нас комфортно и безопасно. Территория кампуса - город в городе, где располагаются современные общежития, спортивный комплекс «Чемпион», театр «Андеграунд», дендрарий, парковые зоны, медицинский центр «Лотос», магазины, кафе.
Наш университет в постоянном движении вперёд, мы не устаём что-то менять, трансформироваться, делать своё главное дело - растить успешных, высокопрофессиональных, умных людей, формировать интеллектуальную элиту общества.
Я абсолютно убеждена, что университет - больше, чем кузница кадров. В первую очередь, это особая среда, которая дает мощные стимулы для личностного роста всем, кто в неё погружен, - от студента до преподавателя. Примерно то же происходит с выращиванием устриц. Нет никаких способов искусственно увеличить размер устриц, но поместив их в специальную экологичную среду, можно стимулировать рост этих моллюсков и помочь раскрыться природному вкусу.
Семья и работа
- Life-work balance – как интегрировать и гармонизировать эти сферы?
- Думаю, что у каждого свой баланс личной жизни и работы. Каждая женщина, руководитель она или обычный сотрудник, выбирает собственный способ сохранить равновесие.
У меня довольно легко получается сохранить гармонию этих двух сфер. Может быть, всё из-за того, что я, как в известном афоризме про счастье, каждое утро с радостью иду на работу и с радостью возвращаюсь домой.
Есть такой психологический приём, который называется «колесо жизни». В нем всё расписано - семья, карьера, друзья, здоровье, отдых. Нужно нарисовать своё колесо, оценить, где тонко, и хорошенько подумать, как сделать так, чтобы ничего не порвалось, чтобы все ваши жизненные ценности остались в полной сохранности.
Для меня семья главная ценность, прекрасная отдушина и самое большое счастье. Обожаю свою дочь. Она красивая, умная и очень самостоятельная. Она окончила университет по специальности «финансы и кредит». Когда поступала, у нее было не очень хорошо с математикой, но выпустилась лучшей студенткой. Уехала в Москву, в 24 года написала диссертацию, защитилась. Сейчас возглавляет один из столичных банков.
Мои внуки еще маленькие. Провожу с ними всё свободное время, и колесо моей жизни крутится в правильном направлении, легко и без устали.
Лидерами становятся
- Как университет помогает выстраивать карьеру и формировать управленческий потенциал женщин, и как вы развиваете лидерские навыки у студентов?
- Исторически сложилось, что российское высшее образование имеет женское лицо. В нашем университете та же тенденция, женщин в коллективе большинство. Но есть существенное отличие – почти все позиции ТОП-менеджмента ВГУЭС занимают женщины. Еще одно важное преимущество заключается в том, что мы целенаправленно формируем круг женщин-учёных и руководителей.
Во ВГУЭС создано восемь научных школ. Пять из них возглавляют женщины - успешные, состоявшиеся люди, доктора наук, которые успевают не только управлять, преподавать, заниматься серьезными научными исследованиями, но и растить достойную молодую смену. В 2021 году у нас защитилось пять аспиранток. Среди них две моих ученицы – старший преподаватель кафедры экономики Наталья Пашук и Анна Вертинова, получившие ученую степень кандидата экономических наук. На подходе еще шесть кандидатских диссертаций и четыре докторские, которые готовят наши коллеги - женщины.
Простые управленческие решения
Мы думаем о будущем и формируем команду кадрового резерва управленческих кадров для университета. За минувшие два года обучение в Школе ректоров (Бизнес-школа «Сколково») прошли 10 сотрудников и преподавателей ВГУЭС в возрасте до 35 лет. Мы инвестировали в эту программу шесть миллионов рублей из внебюджетных средств. Уверена, сегодня эти самые необходимые, самые важные инвестиции.
Мы очень много внимания уделяем воспитанию лидерских качеств в наших студентах. Они постоянные участники Всероссийских конкурсов и проектов, которые помогают развить управленческий потенциал, укрепить лидерские навыки молодежи.
У нас много побед и замечательных историй успеха. Студент второго курса магистратуры «Стратегический менеджмент», руководитель туристической компании «ТочноЗдесь» Федор Шорников стал победителем IV Национального финала Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй», Максим Абросимов, студент третьего курса кафедры дизайна и технологий, председатель Совета студенческих объединений ВГУЭС, выиграл в общероссийском конкурсе и стал единственным представителем всех вузов Приморья в Совете обучающихся при Минобрнауки.
В этом учебном году я начала читать новый для университета курс «Управленческие решения». Уверена, эта именно та дисциплина, которая пригодится каждому нашему студенту.