Владивостокскому государственному университету экономики и сервиса исполняется 55 лет. Факторы и компоненты его развития необходимо изучать с разных научных и социальных позиций, в том числе- с точки зрения социальной психологии. В частности- взаимосвязи этапов развития университета с развитием общества, образовательных систем, динамики развития ценностей и характеристик человека.
Статус университета подразумевает не просто учреждение высшего образования, но и широту спектра фундаментальных и прикладных специальностей в нем, а значит- воспроизводство групп образованных людей.
В 1997 году психологическое образование стало частью ВГУЭС. Еще 30 лет назад общество в нашей стране не различало психологию и психиатрию. Сегодня такое смешение встречается существенно реже. Психология, как наука и образование, прошла определенный этап и стала более востребованной современным человеком.
Цель настоящей статьи- проанализировать историю психологии в университете, описать путь развития психологического образования во ВГУЭС. Формальный анализ для реализации данной цели затруднен. Ее достижение разворачивается в рамках отражения ряда задач: а) описания социально-исторического контекста развития психологии в Приморском крае; б) организации научной работы и практической работы с молодыми психологами на кафедре психологии; в) выяснения характеристик студенческих исследований; г) описания мнений преподавателей о кафедре психологии.
Экскурс в историю психологического образования в Приморском крае.
Варианты «размещения» психологических служб и практик в течение тридцати лет еще нуждаются в изучении, но, на взгляд автора, в Приморском крае в 90 годы психологи работали в системе образования гораздо чаще, чем сегодня. В силовых же структурах психологов было крайне мало. Сейчас эта ситуация стала принципиально другой, хотя подготовка психологов идет в одних и тех же вузах (число их с организацией несколько ДВФУ сократилось).
Активный старт психологического образования в Приморском крае связан с именем Эдуарда Ивановича Киршбаума, который в 1990 году открыл факультет психологии в Морской государственной академии им. адм. Г.И. Невельского, (ДВГМА им. Г.И. Невельского) сейчас- МГУ им. Г.И. Невельского.
В 1997 году и во ВГУЭС открылась кафедра психологии, где преподавали, прежде всего, ученики А.И. и Э.И. Киршбаум. В 2015 году во ВГУЭС состоялась онлайн встреча основателей психологического образования в Приморском крае со студентами и преподавателями кафедр психологии приморских вузов, она была посвящена 25-летию психологического образования в Приморском крае.
А.И. Киршбаум открыла интересный взгляд на степень «психологизации» городов России, как дробь, в числителе которой – количество психологов-выпускников государственных вузов, в знаменателе – количество жителей города. Исходя из этого, Алина Ильинична сделала вывод о том, что в 90-е годы, да и сейчас, Владивосток является самым «психологизированным» городом в России. Если принять за среднюю величину 30 выпускников в каждом из четырех вузов, выпускающих психологов сегодня, то за 30 лет их количество достигает 3600 человек. Число выпускников-психологов при делении на число жителей города составило 0,006. Существенное число наших выпускников транслируют психологические ценности в свой микросоциум, в консультативную практику. Около трети выпускников имеют достаточно широкий круг влияния на социум в рамках консультативной практики, активности в качестве блогеров.
Развитие психологии во ВГУЭС: наука и работа с молодыми психологами
Кафедра психологии во ВГУЭС была открыта д-ром мед. наук, Ю.Н. Казаковым. Большую помощь оказывал факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в частности- д-р психол. наук, профессор А.Н. Гусев, который приезжал во Владивосток для помощи молодой кафедре, устанавливал программы по психодиагностике. На этапе становления кафедра ориентировалась на подготовку психологов-консультантов в рамках специалитета. Первым заведующим кафедры был А.Л. Коробкин, который затем в 2002 году защитил кандидатскую диссертацию «Символическое моделирование позитивного образа будущего и его зависимость от индивидуально-типологических особенностей личности» по специальности 19.00.01 в г. Хабаровске. Там же в 2003 году доцент кафедры, В.Г. Сахарова защитила диссертацию «Ответственность как личностный фактор и возможности ее диагностики» по той же специальности.
Кафедра реализовывала научные проекта, выигрывала гранты. С 2011 года- реализованы 8 проектов в рамках фондов РГНФ, РФФИ, Министерства образования и науки, фонда Росмолодежь.
Сегодня здесь действует научная школа «Психология и педагогика способностей» (научный руководитель - автор статьи), которую поддерживает руководство университета.
Кафедра психологии отличается от аналогичных кафедр других вузов тем, что в течение семи лет сотрудниками кафедры организовались и проводились региональные и всероссийские олимпиады для развития профессиональных и надпрофессиональных ресурсов студентов-психологов. Они включали интенсивные практики, конкурсные задания, разработку и презентацию программ, проектов, новые тренинги, исследования, публикации. В них участвовали команды из вузов Владивостока, Хабаровска, Читы, Новосибирска, Комсомольска-на Амуре, Смоленска, Москвы, Новокузнецка, Благовещенска и других городов. Каждая олимпиада позволила актуализировать особые способности и умения студентов, как будущих профессионалов-психологов, об этом говорят темы каждой из них.
- Дальневосточная региональная студенческая олимпиада по психологическому образованию «Метакомпетенции в профессиональной деятельности психолога» (15-17 апреля 2015).
- Дальневосточная региональная студенческая олимпиада по психологическому образованию «Стратегический ресурс психологии в творчестве и проектировании социума» (18-21 апреля 2016г)
- Всероссийская олимпиада студентов психологов «Психологические ресурсы самораскрытия способностей личности» (14 - 16 апреля 2017 г.)
- Всероссийская олимпиада студентов психологов «Психология способностей: от самораскрытия к профессиональной реализации» (12 - 14 апреля 2018 г).
- Олимпиада «Измерения в психологии» в рамках одноименного Фестиваля студентов-психологов (18-21 сентября 2019г.).
Студенты и их результаты- выпускные квалификационные работы
Главным результатом («продуктом») работы кафедры являются образованные психологи-выпускники. В течение 25 лет 702 выпускника ВГУЭС получили профессию психолога. Заметные колебания численности студентов, могут объясняться открытием новых программ: с 2003 года- очно-заочной формы обучения - на базе высшего образования, с 2018 года - магистерских программ - очного и заочного обучения. В среднем за год завершали образование во ВГУЭС 33 выпускника психолога.
Особенно заметна динамика публикационной активности студентов, которая существенно возросла: еще 10 лет назад публиковались не более 5% студенческих работ, в настоящее время - это 18 % студентов бакалавриата и 80% магистров, которые к защите своей выпускной квалификационной работы имеют, порой несколько научных публикаций. Во многом это связано с организацией в университете научных конференций и форумов.