Круглый стол «Реклама юридических услуг: теория и практика» состоялся в ВВГУ на прошлой неделе. В нем приняли участие студенты и преподаватели Института права и Высшей школы кино и телевидения, действующие члены адвокатской палаты края, а также члены Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России.
Главной темой встречи стало обсуждение требований, предъявляемых к размещению рекламы юридических услуг в интернете, и их соблюдение юристами и адвокатами. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России, уполномоченный по правам человека в Приморском крае Юрий Борисович Мельников. Он отметил, что целью мероприятия является предупреждение распространения недостоверной рекламы в регионе.
- Юридические услуги – это особая категория. От качества их реализации зависит восстановление прав граждан. Мы наблюдаем по всей России, в том числе в Приморском крае, что юридические услуги либо противоречат действующему законодательству, либо являются сомнительными. На удочку объявлений о списании долгов или возвращении водительского удостоверения ведутся малоимущие граждане, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями здоровья. И, конечно же, с точки зрения защиты прав граждан, решающее значение имеет то, насколько реклама соответствует существующему законодательству, - сказал Юрий Борисович Мельников.
Председатель исполнительного комитета Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России Виктор Евгеньевич Полушин также подчеркнул, что вопрос качества и достоверности рекламных объявлений касается не только соблюдения не только законов, но и профессиональной этике.
Реклама – неотъемлемый спутник рыночных отношений, поддерживающий конкуренции. В своем выступлении доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института права ВВГУ, член Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России Игорь Николаевич Баранник рассказал, что с 2018 года количество жалоб в Роспотребнадзор на недобросовестные рекламные объявления увеличилось в 1,8 раз, в связи с чем на Роскомнадзор были возложены новые обязанности по учету, хранению и обработке информации о распространении рекламы.
Собственным опытом, связанным с рекламой юридических услуг, поделился член совета Адвокатской палаты Приморского края, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Института права Игорь Михайлович Поляков.
- Адвокатура и реклама – вещи несовместимые. Адвокат своими квалификацией и опытом, мастерством, соблюдением массы этических норм добивается признания. Именно его успешная и качественная работа является лучшей рекламой, - считает Игорь Михайлович Поляков. – Но адвокат имеет право информировать о себе. Информация может включать имя и фамилию специалиста, сведения об образовании, стаж работы, опыт работы с делами. При этом недопустимо искажение успехов и приписывание лишних достижений.
Приморское региональное отделение Ассоциация юристов России, видя опасный рост количества нарушений, допускаемых специалистами, инициировала создание экспертной комиссии по качеству юридических услуг. Членами комиссии стали в том числе преподаватели Института права ВВГУ: Светлана Федоровна Литвинова, Игорь Михайлович Поляков и Игорь Николаевич Баранник.
При поддержке экспертов выпускниками Института права ВВГУ был реализован проект анализа качества рекламы юридических услуг. Студенты, при поддержке преподавателя Светланы Федоровны Литвиновой, провели мониторинг рекламы в Приморском крае, размещенной в Интернете.
- В большинстве случаев реклама добросовестная и достоверная. Тем не менее были выявлены десять примеров, которые явно противоречат действующему законодательству РФ или их достоверность вызывает сомнение. Это мероприятие носило превентивный характер, направленный на предупреждение подобных случаев, - рассказала доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, член Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России Светлана Федоровна Литвинова. - Если такая реклама будет повторяться, то студентами в рамках дисциплины «Предпринимательское право» или «Юридическая клиника» будут даны задания об уведомлении рекламодателей о недостоверности или недобросовестности рекламы. В случае необходимости в дальнейшем будет подана жалоба в Приморское УФАС.
Подобная деятельность помогает формировать у студентов критическое мышление и пригодится в их будущей самостоятельной юридической практике.