В 2019 г. количество поездок граждан Китая в Россию возросло до 2,3 млн с 2,1 млн годом ранее, приводил статистику Центробанк. При этом их удельный вес в общем числе въехавших иностранных граждан увеличился незначительно, составив 6,6% против 6% в 2018 г. Доля поездок, совершенных с целью туризма, увеличилась до 64% (59,4%), со служебной целью – до 12,6% (12,2%), тогда как поездки с частной целью сократились до 2,4% (3,7%), поездки обслуживающего персонала – до 8,1% (8,5%), поездки с целью работы – до 12,8% (16%). Средние расходы, которые включают в себя стоимость проживания в местах размещения, питания, а также затраты на личные цели во время поездок одного въехавшего на территорию России гражданина Китая увеличились с 385 до 458 долларов США (на 19,1%). В поездках с личными целями лидирующие позиции по экспорту услуг в Китай заняли Москва – 242,6 млн долларов США и Приморский край – 68 млн долларов США. При этом в 2019 г. Приморье посетило рекордное количество китайских туристов – более 450 тыс.
Светлана Посадова, операционный директор «Новоотель» (г. Владивосток): «Первые китайские организованные туристы появились во Владивостоке 30 лет назад, а японские и особенно корейские туристы массово поехали только в начале 2000-х. За такой длительный период китайский турист постепенно менялся. Если первые группы китайских туристов состояли только из мужчин, возможно, из сотрудников одного предприятия или членов профсоюза, то постепенно в группах стали появляться женщины. Позднее поехали группы с детьми и молодежью. Китайские туристы становились богаче, требовательнее к качеству услуг и разнообразию программы пребывания. Конечно, в зависимости от «веса кошелька» они выбирали разный уровень мест размещения, длительность пребывания, количество мест показа. Но, несомненно, именно китайские туристы дали хороший толчок развитию сферы туризма во Владивостоке – появилось много гостиниц, кафе и ресторанов с китайской кухней, развилась торговля сувенирами».
За три года пандемии предприятия в туристической сфере уже свыклись с мыслью, что китайские туристы вернутся не скоро, и переориентировали свой бизнес на россиян. «Четких ориентиров китайского сегмента, его профиля, запросов и так далее – пока нет. Сейчас говорят о возможной смене профилей целевых групп китайских туристов с акцентом на более состоятельных и, соответственно, с более требовательным потребительским поведением. Поэтому нужно понимать, какой вид рынка будет: массовый или дифференцированно-концентрированный с индивидуализацией запросов. Отсюда станут понятны и задачи, и их решения», – отмечает Галина Гомилевская, директор Международного института окружающей среды и туризма ВВГУ, кандидат экономических наук.