2023 год Президент России Владимир Путин объявил годом педагога и наставника. Сегодня в серии интервью с преподавателями Владивостокского государственного университета – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и моделирования института цифровой экономики и бизнес-аналитики Андрей Мазелис.
– Андрей Львович, Вас можно назвать математиком или это будет неверно?
– По образованию да, у меня математическое. Я заканчивал прикладную математику в ДВГТУ, и кандидатская диссертация связана с механикой. А сейчас то, что я читаю студентам, больше прикладного характера. Я не преподаю предметы чисто математические. Есть предмет «Управление проектами», есть «Менеджмент-инновации».
– Как преподавать математику, чтобы разбудить интерес у школьников, желание заняться этим предметом?
– Я учился в школе №23 с математическим уклоном. И мне нравилось, что математика – не просто инструмент для решения, а широкий спектр нестандартных возможных задач. Самыми интересными казались задачи на логику. Основное всеобщее заблуждение, что математика - это сложно. Это не так. Возможно, если давать больше интересных по формулировке задач, больше задач на логику, то тягу к предмету можно воспитать. Но когда это переходит в рутину, схематичные решения, вряд ли что-то получится. Есть много современных вариантов преподавания математики, где предмет преподносится в более привлекательном, нестандартном, ключе. От учебников многое зависит, от учителя. Важна и личность человека.
Конечно, нужна популяризация математики, сейчас она очень слабая. Как это сделать – вопрос. Если человек интересуется историей, он может понимать предмет, читая книги, просматривая исторические фильмы. А математикой как он может заинтересоваться? Благо, сейчас есть профильные видеоролики, но вряд ли они настолько популярны. Книги по математике – тоже вряд ли: процент читающих маленький.
– А как это было у Вас? В какой момент решили, что будете поступать на матфак?
– Не совсем матфак. Прикладная математика и информатика - это на стыке. Были интересны как раз разные области. Не только чистая математика, но и информационные дисциплины.
У нас в институте цифровой экономики и бизнес-аналитики специальности построены таким же образом. Включены разные блоки: если это, например, бизнес-информатика, в ней несколько областей. И по сути специальность объединяет сразу три-четыре области. В итоге выпускники могут работать в разных сферах. Это – IT-программирование, аналитика, проектный менеджмент и пр. В этом привлекательность специальностей, дающих широкий круг. Ведь при поступлении еще не знаешь, в какую сторону потом пойдешь.
У меня тоже после выпуска была возможность пойти программистом. Часть наших выпускников так и поступила. Одни работают в IT-сфере, другие – в науке.
– Ваш отец, Лев Соломонович Мазелис, тоже работает в институте цифровой экономики и бизнес-аналитики. Он как-то повлиял на ваш выбор?
– Косвенно. Интерес к математике был с детства. Но я сам из нескольких направлений выбирал, куда поступить. И в итоге решил остановиться на чем-то более аналитическом.
– Как вместе работается?
– Достаточно легко. Мы разные дисциплины читаем, в разных областях специалисты. Я пришел в университет, уже обладая опытом. То есть, не сразу после диплома. Защитил кандидатскую диссертацию, у меня большой опыт был педагогический и т.д.
– А почему Вы вообще пошли преподавать?
– Наверное, это все-таки семейное. Отец - преподаватель, мама преподавала, бабушка – учитель. Мне больше нравится учиться. А когда ты преподаешь, ты и учишься тоже. Это большой плюс преподавания. Берешь разные дисциплины, сам учишься и учишь студентов, это очень круто.
– На Ваш взгляд, каким должен быть современный преподаватель?
– Несомненно, он должен еще и учиться сам. И даже больше, чем учит других. Если брать в часах, на собственное образование нужно тратить не меньше, чем на преподавание. Во-вторых, нужно использовать современные методы преподавания. Нужно развивать soft skills (надпрофессиональные навыки), все мы должны активно в этом плане работать. Каждое занятие – это не монотонная лекция. По сути это некое представление, взаимодействие с аудиторией. Должно быть живое общение.
– У Вас много научных публикаций. Это интересно? И приносит ли это деньги?
– Наука несомненно интересна. Это опять же возможность самореализации в разных областях. Я работал как самостоятельно, так и в разных командах по разным тематикам. Ученые вполне могут зарабатывать, в том числе на научной деятельности. Тут вопрос потребности.
– Часто говорят, что наука сама по себе, а жизнь сама по себе. А Ваши работы имеют практическое применение?
– Да, не все работы чисто теоретические. Во многих есть практическая составляющая. Например, обработка данных в медицинских исследованиях помогает предсказать и снизить некоторые медицинские осложнения. Есть работы, связанные с бизнес-процессами. Они, как правило, имеют практические кейсы. Наука сейчас в целом практико-ориентированная.
– Уже 8 лет у Вас собственный бизнес – «Квесткафе». Откуда такой интерес? И насколько это востребовано сегодня?
– Я еще с 2006 года провожу разноформатные квесты. В 2014 году в стране начался бум квеструмов, и возникла идея все это совместить. Была потребность не просто проводить квесты на выезде, а сделать свою площадку, с разного вида развлечениями. К тому же, так ты получаешь опыт для преподавания. Я не очень понимаю, как можно вести практические дисциплины, если у тебя нет наработок в этой сфере. Что ты можешь рассказать? Обладая практикой, понимаешь нюансы, которые, не организовав бизнес, никогда бы не узнал. А с другой стороны, образование помогает мне в той же оптимизации работы компании. Ведь многие, начиная бизнес, не разбираются, как его построить. То есть, это такая хорошая синергия получается. Тебе есть, что рассказать на лекции «Управление проектами», а то, что ты преподаешь, можешь использовать в бизнесе.
– Зачем абитуриенту идти в Институт цифровой экономики и бизнес-аналитики? Чем он привлекательнее других?
– Наши специальности в каком-то смысле опережают время. Они позволяют лучше подготовиться к тому, что будет на рынке труда, а не только к тому, что есть сейчас. И позволяют получить образование в разных сферах. На мой взгляд, это основное преимущество для тех, кто пока в раздумьях, кем потом работать. Самое выгодное – выбирать специальности широкого спектра.