Доцент кафедры экономики и управления Наталья Пашук с детства мечтала стать учителем. ВВГУ помог ей достигнуть желаемого: вот уже несколько лет Наталья – успешный преподаватель, младший научный сотрудник научной лаборатории региональных исследований, заинтересованный ученый.
Своих студентов молодой преподаватель учит принимать грамотные управленческие решения. Помогают ли эти знания ей самой – расскажем в нашем интервью.
- Нужно быть полезным
Каким был ваш путь к преподавательству?
- Я поступила в университет, отучилась на бакалавриате и в магистратуре по направлению «Экономика». В процессе учебы работала в коммерческой компании, была главным бухгалтером. Тогда я не представляла, как становятся преподавателями в университете. Думала, что уйду в бизнес.
Но позже поступила в аспирантуру на заочное отделение, проучилась так год, очень втянулась в преподавание. И директор Института международного бизнеса, экономики и управления Татьяна Владимировна Варкулевич предложила мне перевестись на целевую аспирантуру. Мне это очень понравилось: после защиты кандидатской ты пять лет обязан отработать в университете, а такая перспектива меня вполне устраивала.
Сложно ли было работать над кандидатской?
- Это был нелегкий процесс, временами даже очень тяжелый. Но у меня были хорошие наставники – Андрей Геннадьевич Шеломенцев и мой научный руководитель, ректор ВВГУ Татьяна Валерьевна Терентьева, а также коллеги по научной школе. Мы собирались, делились идеями, читали диссертацию, обсуждали спорные моменты. Если бы я писала без поддержки единомышленников, процесс мог бы занять очень много времени.
Что для вас важнее - преподавательская деятельность или научная?
- Это очень сложный вопрос. Я пыталась как-то разграничить научную, профориентационную и преподавательскую деятельности и пришла к выводу, что без чего-то одного я бы не получала такого мощного развития.
Я постоянно стремлюсь к чему-то новому, и этому очень способствует преподавание. Потому что оно как раз и позволяет совмещать науку, работу со школьниками, организацию мероприятий. Даже обычную подготовку к лекциям можно превратить во что-то интересное.
Как вы это реализуете?
- Сейчас я вместе с Татьяной Валерьевной читаю дисциплину «Управленческие решения». Пробуем со студентами правильно планировать свой день, учимся прокачивать личную эффективность, становиться хорошими руководителями. Здесь мне очень помогла тренерская программа подготовки от Сбербанка по мягким навыкам.
Почему учиться для вас так важно?
- Мне кажется, пока голова работает, человек живет по-настоящему. При этом я не говорю, что нужно быть суперпрофессионалом только в одной сфере. Важно иметь широкий кругозор.
Все говорят о межпредметности, и без этого никуда. Мы не знаем, что будет завтра с экономикой, как вообще изменится жизнь даже в университете, но нужным быть готовым, полезным. Уметь приспосабливаться к новым возможностям.
- Динамичность и баланс
Вы учите ребят тайм-менеджменту, а сами справляетесь с этой задачей?
- А мне бы хотелось, чтобы в сутках было 80 часов (смеется). Очень много задач, много планов, нужно все это стараться воплощать.
Есть ежедневник, в котором я планирую все. Может быть такое, что я встану в четыре утра и начну готовиться к занятиям, и это будет нормально. А может встану, к 10 приеду в университет и буду там до девяти вечера. Приходится быть гибкой и адаптироваться. График с 9 до 17 - это не про меня история.
К тому же я обязательно стараюсь абстрагироваться от работы. В моей неделе два выходных – суббота и воскресенье, когда я стараюсь вообще не работать, но иногда не получается. Просто работа – это мое хобби. Я могу спокойно начать составлять план занятий, читать материал по тренерской работе или придумывать идеи для статьи.
Сколько лет вы уже преподаете?
- Заканчивается шестой год. Я даже не заметила, как это все пролетело.
Вывели для себя формулу успеха для работы с аудиторией?
- Нужно войти в позицию: я НЕ заинтересован в том, чтобы у студентов что-то НЕ получилось. Надо помогать, быть наставником, товарищем, а не злым учителем с указкой.
Все студенты разные, кому-то больше нравятся математические дисциплины, кому-то – гуманитарные. И давать всей группе одинаковые задания, говорить в начале зантия «достаем двойные листочки» - это не вариант. У студентов всегда много вопросов, нужно им помочь, подсказать, объяснить. Тогда они с легкостью и интересом будут выполнять задания.
И еще важна динамичность – сочетание теории и каких-то практических примеров, обсуждений, дискуссий. Должен быть баланс. И нужно собирать обратную связь – без нее лучше занятия не станут.
Вы много участвуете в профориентационных мероприятиях для абитуриентов, в Днях открытых дверей. Почему эта деятельность для вас важна?
- Я заряжаюсь энергией, когда захожу в аудитории старшеклассников. Сразу вспоминаю себя в это время: не могла определиться, кем именно хочу быть, но понимала, что экономика нужна везде.
Поэтому на таких мероприятиях я могу ребят подбодрить, рассказать свою историю. Например, раньше у меня была жуткая боязнь публичных выступлений, даже руки тряслись. Но в университете я все чаще заставляла себя выходить из зоны комфорта. И теперь выступать перед аудиторией для меня в удовольствие.
- У нас все по-другому
Существует мнение, что наука подходит не всем. Ею нужно или глубоко заниматься, ни на что не отвлекаясь, или не браться вовсе. Согласны?
- Я вполне допускаю, что для кого-то наука неважна. Другие ценности у человека. Я знаю очень много людей, которым вообще не нравится учиться. Они получили диплом и считают, что этого достаточно. У меня совершенно другое мнение. Правда, сама я написала свою первую научную статью достаточно поздно – на 4 курсе бакалавриата.
Нужно ли студентов увлекать наукой?
- Обязательно. На защите дипломов очень заметна разница между теми, кто занимался наукой, и кто не занимался. Ребята, которые выступали раньше на конференциях, защищали доклады, более уверены в себе, лучше владеют аналитическими инструментами, легко формулируют выводы, мыслят по-другому. Я бы даже сказала, они смотрят глобально на проблемы, а не замыкаются на каком-то одном вопросе.
Даже если они не станут учеными, не пойдут в преподавательскую или научную деятельность, то все равно это пригодится им в дальнейшем.
Чем, по вашему мнению, ВВГУ привлекает молодых специалистов и студентов?
- Своей атмосферой, ориентированностью на студентов, индивидуальным подходом. В некоторых университетах пренебрежительное отношение к ребятам, а у нас все по-другому. Здесь сразу понимаешь, что ты нужен и важен. Тебе помогут раскрыть потенциал.
Помню, когда я только поступила, все преподаватели называли меня по имени. Вот это очень цепляет. Ты понимаешь, что тебя запомнили.
Напомним, 2023 год Президент России Владимир Путин объявил годом педагога и наставника.