На портале «Ректор говорит!» опубликован материал — интервью с ректором ВВГУ доктором экономических наук, профессором Татьяной Терентьевой.
Как сделать университетскую науку драйвером развития, а преподавателей — активными исследователями? Какую роль в этом играет цифровизация, сетевые программы и гибкость образовательных траекторий? О стратегических целях ВВГУ, формировании инженерного мышления у студентов, развитии науки и изменении роли преподавателей рассказывает ректор университета Татьяна Терентьева.
— Татьяна Валерьевна, как Вы объясняете коллективу, зачем университету нужны те или иные перемены?
— Нам очень важен имидж нашего университета в Дальневосточном федеральном округе. Позитивный имидж университета, высокое качество образования (а мы находимся на 24-й позиции в России по метрике «Образование», по версии Интерфакс), высокая культура, комфорт, участие в социальных проектах — все это привлекает к нашему университету абитуриентов, и это есть основной наш ресурс, позволяющий развивать университет.
Моя основная задача как ректора — обеспечить устойчивый рост консолидированного бюджета. Поэтому мой аргумент всегда звучит так: если какая-то новая технология, программа или проект приносит нам доход, если это привлекает молодежь в университет, если внутри у нас благодаря этому интересно, комфортно, безопасно, то как можно задавать вопрос, зачем мы это делаем?
— Татьяна Валерьевна, в описании целевой модели ВВГУ отмечено, что в 2032 году в университете большая часть преподавателей будут исследователями. Как Вы собираетесь реализовать эту цель? За счет чего, как Вы считаете, у преподавателей высвободятся ресурсы для большего погружения в научную деятельность?
— Действительно очень сложная задача в режиме ограниченности ресурсов. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, должны способствовать достижению нескольких метрик: выполнению показателей по НИР, увеличению доли молодых преподавателей-исследователей и поддержанию высокой доли преподавателей, имеющих ученую степень и звание. Мы действуем системно.
Пять лет назад открыли целевую аспирантуру, куда поступают молодые люди, желающие остаться работать в университете. Включили каждого в состав научной школы в соответствии с направлением научных исследований, существенно уменьшили аудиторную нагрузку, установили персональную надбавку. Уже сегодня практически большинство преподавателей занимаются научными исследованиями в рамках научных школ, поэтому в нашем университете высокая публикационная активность.
Но основной метрикой все же является объем доходов, получаемых от коммерциализации научных результатов. Это и гранты Российского научного фонда, и государственные задания, и самое основное — это заказ на научные разработки от предприятий реального сектора экономики. Реализовать такие проекты в вузе на самом деле могут не многие преподаватели. Я знаю поименно всех наших ученых, которые генерируют в университете научные результаты, необходимые государству, что приносит нам порядка 60 миллионов рублей в год.
Второй вопрос — нагрузка преподавателей. Мы активно используем новые образовательные технологии, развиваем смешанную форму обучения, онлайн-курсы, совершенствуем электронную образовательную среду Moodle. Это позволяет существенно оптимизировать образовательный процесс и высвободить аудиторное время преподавателя.
Персоны

Терентьева Татьяна Валерьевна
Ректор
Доктор экономических наук
Профессор