Цифровая трансформация

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВВГУ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последние годы в университете проводится цифровая трансформация, состоящая в принятии новой модели деятельности на основе внутреннего обновления, понимания необходимости изменений и инноваций в вузе на основе применения передовых цифровых технологий. Ключевые активности в цифровом переходе связаны с людьми и корпоративной культурой, что создает новые возможности для студентов быть успешными в учебе, а для работников – повысить результативность на основе обновленных или новых подходов и моделей деятельности, использующих преимущества цифровых технологий.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В 2010 году в университете была обоснована новая стратегия развития, в которую была встроена ИТ-стратегия. Это повлекло изменения в организационной структуре ИТ-службы и обусловило необходимость реализации новых крупных проектов информатизации вуза на основе методологии управления бизнес-процессами и концепции Электронного кампуса. Результатом выполнения ИТ-стратегии стало создание в университете ИТ-насыщенной среды, содержащей информационные сервисы, системы и среды для управления университетом и реализации доступа к цифровым ресурсам. В среде Электронного кампуса университета созданы и внедрены многочисленные информационные системы и сервисы, которые покрывают большую часть процессов университета в различных областях деятельности: административно-хозяйственное управление, организационные процессы, образовательная и научная деятельность, информационное сопровождение, коммуникации и др. (например, система электронного документооборота, система управления учебным процессом, система управления контентом, система электронного обучения Moodle, электронная библиотека), при этом большинство информационных систем и сервисов было разработано собственными силами.

Функционирование Электронного кампуса обеспечивается созданной в университете передовой ИТ-инфраструктурой, включающей:

  • облачную инфраструктуру как технологическую основу серверной кластеризации и виртуализации клиентских мест, на которых установлено более 2000 терминальных «нулевых» клиентов, что позволяет эффективно предоставлять цифровые ресурсы и сервисы пользователям, поддерживать в актуальном состоянии программное обеспечение на всех рабочих и учебных местах, а также снижает эксплуатационные издержки;
  • многоуровневая распределенная среда управления кампусом, включающая Систему управления доступом к ресурсам на основе корпоративных идентификационных пластиковых карт, обеспечивающая доступ на территорию, в здания и помещения всех кампусов университета; Систему видеонаблюдения, включающую 840 видеокамер и 8 пунктов мониторинга; Геоинформационную систему управления помещениями, Систему навигации внутри кампуса;
  • сеть беспроводного доступа Wi-Fi, которая покрывает все учебные пространства и помещения общежитий с централизованным автоматизированным управлением;
  • корпоративную систему IP-телефонии, построенную на базе собственной телефонной станции с номерной емкостью 450 городских номеров и 500 внутренних абонентских номеров.

Университет является оператором связи, имеет свою автономную систему AS 33819 с адресным пространством 217.74.112.0/20 и своими силами обеспечивает связность с сетями общего пользования на скорости 1Гбит/с, что позволяет удовлетворить потребности персонала и студентов по доступу к цифровым ресурсам и сервисам сети Интернет, а также применять современные образовательные технологии, включая трансляцию учебного контента и проведение вебинаров.

В университете активно применяются цифровые образовательные ресурсы и электронное обучение с использованием среды Moodle, в которой размещено более 500 электронных учебных курсов. Все учебные аудитории университета оснащены проекционным мультимедийным оборудованием.

Информатизация университета с самого начала развивалась как процесс перехода к такому состоянию Электронного кампуса, при котором пользователи получают доступ к качественной информации, а сами решения в области информационных технологий так вплетены в основные деловые процессы вуза, что сотрудники и студенты уже не могут обходиться без сервисов, предоставляемых информационной средой. При этом должностные обязанности выполняются работниками с большей эффективностью, а обучение студентов – с лучшим качеством, что делает инвестиции в ИТ экономически оправданными.

2. ОТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ К ЦИФРОВОМУ УНИВЕРСИТЕТУ

Цифровую трансформацию университета можно рассматривать как дальнейшее развитие концепции Электронного кампуса, исторически принятой к реализации в качестве корпоративной стратегии. Электронный кампус – это тоже цифровая платформа, но с акцентом на ее реализацию в электронном виде с учетом активного вовлечения клиентов и работников. Технологической основой модернизированной цифровой платформы Электронного кампуса (ЭК) останутся облачные технологии, виртуализация, мобильные сервисы, интеллектуальные сервисы и приложения, к которым нужно добавить то новое, что появилось в последние годы, – это аналитика больших данных и искусственный интеллект, использование социальных сетей, виртуальная реальность. В центре этой платформы, как и прежде будут клиенты (абитуриенты, студенты, выпускники) и работники, с которыми нужно выстроить по-новому цифровые каналы взаимодействия (через сайт, мобильные приложения, чат-боты в роли консультантов, социальные сети, образовательные среды и т.п.) и научиться применять аналитику образовательных данных для принятия решений в управлении и персонализации обучения.

В основе цифровой трансформации лежит новый взгляд на взаимодействие людей и данных через процессы с целью создания ценности для клиентов и сотрудников университета. Нужно использовать данные так, чтобы предоставить клиентам то, чего они на самом деле хотят. Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения позволяют оценить, что способствует созданию ценности, и не тратить время на задачи, которые их не создают.

Таким образом, результатом цифровой трансформации университета должен стать переход к модели Цифрового кампуса, обеспечивающего создание продуктовой ценности для клиента, ведущий к изменению модели образовательной деятельности и формирующий цифровую культуру клиентов и сотрудников.

3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Цифровая трансформация университета – это стратегический процесс комплексных организационно-технических преобразований в инфраструктуре, управлении, учебном процессе и взаимоотношениях со студентами и работниками университета на основе масштабного использования цифровых данных для формирования новой концептуальной парадигмы «Университет как цифровая платформа».

Цель цифровой трансформации – содействие преодолению вызовов, стоящих перед университетом, через повышение цифровой зрелости и результативности деятельности. Это приведет к возрастанию конкурентоспособности университета и обеспечит создание новых ценностей для клиентов. Университет сочетает активность в сфере цифровых технологий и эффективное управление, совершая цифровой переход от простого использования информационных технологий к цифровизации управления и ресурсов, которая ведет к трансформации деятельности университета. Это состояние университета называется «цифровая зрелость». Университеты по этому признаку существенно различаются, и более зрелые с точки зрения цифровых технологий превосходят своих конкурентов и более привлекательны для абитуриентов.

Стратегическая задача цифровой трансформации состоит в том, чтобы научиться извлекать знания из данных для преобразования деятельности университета, превратив его в гибкую и постоянно развивающуюся корпоративную структуру, которая может адаптироваться к новым условиям и учитывать реальные потребности и интересы людей, опираясь на интеллектуальный анализ данных. Успех в решении данной задачи зависит от системы управления, корпоративной культуры и привлеченных талантов. Система управления цифровой трансформацией должна включать совмещение цифровых возможностей (digital) управления данными и процессами с физическим (physical) опытом и желанием людей учиться и работать. Это концепция phygital (physical + digital). Есть понимание, что чем масштабнее в университете будут применяться цифровые ресурсы и сервисы, тем больше успех будет зависеть от всех работников университета, преподавателей и сотрудников, – от их компетенций и профессионализма. Следовательно, предстоит на постоянной основе системно повышать квалификацию преподавателей и управленцев.

К числу основных переходов, которые должна поддерживать цифровая трансформация, относятся переходы:

  • от бюрократического управления к управлению, основанному на данных;
  • от преподавания и трансляции знаний к обучению и наставничеству;
  • от аудиторного класса к гибридному классу и смешанному обучению;
  • от аттестации к мониторингу обученности;
  • от освоения учебного контента к формированию образовательных результатов;
  • от индивидуальных траекторий к индивидуальному образовательному опыту;
  • от дисциплинарных знаний к сквозным кросс-дисциплинарным проектам.

Ключевые приоритеты цифровой трансформации:

  • трансформация взаимоотношений с клиентами;
  • развитие цифровой инфраструктуры;
  • цифровизация управления университетом;
  • цифровизация учебного процесса.

4. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ

Цифровая трансформация взаимоотношений с клиентами университета состоит во внедрении цифровых технологий в процессы взаимодействия со студентами (учебная аналитика, «цифровые следы») и абитуриентами (цифровой маркетинг – продвижение персонализированных маркетинговых материалов для различных целевых групп: иностранные граждане, «высокобалльники», «целевики» и т.п.). Большое значение имеет и цифровой брендинг, предусматривающий мониторинг восприятия бренда университета, лояльности персонала и студентов, формирование привлекательного имиджа, мониторинг социальных сетей.

Сегодня реализацию образовательных программ нужно рассматривать не просто как услугу, а как комплексный процесс взаимодействия с клиентом (абитуриентом, студентом, выпускником). В материалах по цифровой трансформации специалисты пишут о концепции «клиентского опыта» –совокупности впечатлений, которые получает клиент в процессе взаимодействия с компанией, ее сервисами и услугами, и обосновывают запуск клиентоцентричной трансформации для изучения, анализа и управления клиентским опытом, используя это как платформу для роста и создания новых продуктов, ценностей и услуг.

Университет сталкивается с такими же вызовами во взаимоотношениях с клиентами (нынешними – студентами и будущими – абитуриентами), как и организации в других отраслях – банки, туристические компании, торговые предприятия, где клиенты хотят получать поддержку и консультации посредством современных коммуникаций в любое время и в любом месте. Абитуриенты и студенты университета также должны иметь такую возможность без необходимости посещения приемной комиссии, кафедры, студенческого офиса, и эта возможность должна быть им предоставлена с помощью цифровых данных и сервисов. Причем в вузе поддержка и сопровождение клиента должны быть более интеллектуальными, поскольку обучение – это сложная услуга, имеющая множество параметров и, следовательно, генерирующая гораздо больше данных. Клиент покупает у университета не только образовательную программу, но и сопутствующие услуги, связанные с ее реализацией и поддержкой – проживание в общежитии, занятия спортом, питание, доступ к сети интернет, к ресурсам и т.п. Поэтому в университете для сопровождения и удержания клиента должна применяться в том числе и учебная аналитика, и анализ данных о предпочтениях абитуриентов и требованиях рынка труда, и сопоставление результатов, цифровых следов, и поиск «двойников», и т.д. Но не следует пренебрегать и более простыми способами изучения клиента – опросы, анкеты, учет присутствия на занятиях, в среде Moodle и т.п.

Уже сегодня большие данные, искусственный интеллект и нейросети являются не модным трендом, а рабочим инструментом, без которого невозможно представить работу современного университета. На основе интеллектуального анализа данных сегодня в университете моделируется успешность обучения студентов, формируются предпочтения, прогнозируется спрос и адаптируются образовательные программы.

Задачи:

  • трансформация взаимодействия с клиентами (абитуриентами, студентами, выпускниками) для изучения, анализа и управления клиентским опытом, используя это как платформу для роста и создания новых продуктов, ценностей и услуг (технологическая основа – внедрение платформы CRM Битрикс24, учебной аналитики, учета «цифровых следов» клиентов и активности в социальных сетях);
  • применение цифрового маркетинга для взаимодействия с абитуриентами;
  • применение цифрового брендинга для формирования и мониторинга бренда университета;
  • применение учебной аналитики (интеллектуальный анализ образовательных данных) с целью лучшего понимания процесса обучения (замена педагогической диагностики на учебную аналитику), выработки управленческих решений по повышению качества и эффективности обучения.

Результаты:

  • клиентоцентричная трансформация сопровождения приема в университет и реализации образовательных программ на основе изучения, анализа и управления клиентским опытом для повышения качества программ, удовлетворенности студентов и конкурентоспособности выпускников;
  • организация интернет-сообщества для консультирования клиентов и формирования лояльности;
  • формирование поведенческих моделей клиентов на основе применения анализа данных и машинного обучения;
  • продвижение цифровых персонализированных маркетинговых материалов для различных целевых групп – иностранные граждане, «высокобалльники», «целевики» и т.п.;
  • управление лояльностью клиентов, анализ удовлетворенности и причин неудовлетворенности;
  • повышение лояльности сотрудников и студентов, формирование привлекательного имиджа университета;
  • снижение процента отчисленных студентов, повышение доли трудоустроенных выпускников.

5. ИНФРАСТРУКТУРА ЦИФРОВОГО УНИВЕРСИТЕТА

Чтобы люди могли эффективно работать с цифровыми ресурсами, нужна производительная и надежная инфраструктура для хранения, обработки и передачи данных (серверы, технологии хранения, облачная автоматизация, каналы и линии связи), цифровые устройства (в том числе мобильные) и технологии доступа к данным (в том числе беспроводные), их обработки и визуализации на рабочих и учебных местах. Основными принципами эволюции данных являются три основных стратегических этапа в развитии информационной инфраструктуры университета: а) сбор, агрегирование, обеспечение целостности и анализ данных; б) слияние и обогащение данных из внутренних и внешних источников; в) управление на основе данных для учета интересов клиентов и адаптации образовательных программ.

Концептуально новая цифровая инфраструктура может соответствовать концепции Электронного кампуса как организационно-технологической платформы. Ключевыми особенностями Электронного кампуса являются: виртуализация, облачная автоматизация, сервисная архитектура, мобильные приложения, учебная аналитика больших данных. Ключевой особенностью цифровой трансформации в части инфраструктуры является то, что «платформенный» принцип предполагает наличие открытого API для гибкой интеграции с другими решениями. Это позволит быстро внедрять новые решения, сокращая сроки и затраты на проектирование, разработку, отладку для совершенствования управленческих процессов и образовательных технологий.

Задачи:

  • развитие облачной программно-управляемой инфраструктуры и технологий виртуализации;
  • развитие инфраструктуры беспроводного доступа к ресурсам и сервисам Электронного кампуса;
  • оснащение аудиторий университета оборудованием для поддержки гибридного формата обучения;
  • развитие специализированных учебных центров (игровые технологии, виртуальная реальность).

Результаты:

  • обеспечение производительной, надежной, безопасной и гибкой инфраструктуры для хранения, обработки и передачи цифровых данных;
  • реализация для Электронного кампуса принципа открытой платформы, который обеспечивает гибкую интеграцию со сторонними системами и сервисами, включая облачные вычисления, мобильные приложения, аналитику больших данных;
  • создание условий для применения мобильных технологий и интернета вещей на территории кампуса;
  • приведение архитектуры, состава и технических характеристик информационной инфраструктуры в соответствие с потребностями административных и образовательных задач развития университета;
  • обеспечение доступа к ресурсам (территория, здания, помещения) при помощи персонифицированных цифровых атрибутов;
  • создание безопасной корпоративной среды;
  • создание условий для применения гибридного обучения;
  • создание условий для применения в учебном процессе игровых методик и визуализации, технологий виртуальной реальности.

6. ЦИФРОВИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОМ

Для успешной цифровизации управления университетом должны быть решены задачи повышения эффективности управления за счет автоматизации на основе данных, интеграции процессов и устранения посредников, которые либо тормозят процессы, либо делают их сложными и запутанными. Основной подход – переход к клиентскому самообслуживанию на основе внедрения цифровых данных и автоматизации процессов. Для повышения эффективности самообслуживания в университете применяются чат-боты и программные роботы RPA. Используются цифровые инструменты и технологии управления инфраструктурой – геоинформационные системы, 3D моделирование, видеонаблюдение, СКУД и т.п.

Задачи:

  • внедрение информационных систем и сервисов для автоматизации управленческих процессов, в том числе для применения мобильных устройств;
  • внедрение платформы 1С для автоматизации административно-хозяйственной деятельности университета;
  • внедрение систем и сервисов с клиентским самообслуживанием («уберизация») на основе использования цифровых данных и автоматизации процессов, в том числе с помощью программных роботов (RPA);
  • внедрение цифровых сервисов и технологий управления инфраструктурой университета, включая сервисы технической поддержки клиентов с использованием системы Битрикс24, чат-ботов, виртуальной реальности и интернета вещей;
  • внедрение цифровых технологий для поддержки совместной работы и групповых коммуникаций.

Результаты:

  • повышение оперативности и обоснованности принимаемых решений;
  • увеличение количества автоматизированных управленческих процессов, в том числе адаптированных к использованию мобильных устройств и применению клиентского самообслуживания;
  • интеграция деловых процессов на уровне данных и приложений;
  • обеспечение целостности, достоверности и актуальности корпоративных данных в интегрированной базе данных университета;
  • улучшение работы служб технической поддержки пользователей;
  • обеспечение доступности информационных ресурсов и сервисов для пользователей, в том числе при совместном использовании и групповых коммуникациях.

7. ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Цифровизация учебного процесса направлена на повышение эффективности обучения, сокращение рутинных действий и уменьшение трудоемкости при трансляции знаний через контактное взаимодействие с обучающимися.

Применение цифровых образовательных ресурсов и электронного обучения является стратегическим приоритетом развития университета и условием создания конкурентоспособных образовательных программ, основанных на использовании эффективных педагогических технологий, включая смешанное обучение. В основе проникновения в учебный процесс цифровых технологий и ресурсов лежат перечисленные ниже предпосылки.

  • Учебный процесс должен быть основан на мастерстве (творчестве) и интегрировать получение дисциплинарных знаний с воспитанием, исследовательской активностью и практической подготовкой.
  • Образовательная политика должна включать применение цифровой дидактики, адаптивных моделей обучения и признание результатов неформального обучения.
  • Образовательные технологии должны гарантировать качество обучения и формирование востребованных компетенций.
  • Электронное обучение направлено на повышение эффективности и доступности обучения, задействует применение открытых образовательных ресурсов, соответствует желанию современной молодежи «всегда быть на связи».
  • Применение учебной аналитики (интеллектуальный анализ образовательных данных) при использовании электронного обучения направлено на лучшее понимание процесса обучения, обоснование управленческих решений по повышению качества и эффективности обучения.

При реализации этих предпосылок в университете сформируется эталонное сообщество, в котором студенты будут познавать лучшие практики общения и социального взаимодействия в дружественной, безопасной, открытой для сообществ, информационно насыщенной и безопасной университетской среде. Это имеет огромное значение для формирования мировоззрения и правильного понимания социально-экономических и политических процессов. ВВГУ становится примером высоких стандартов для понимания образа жизни и правильного устройства общественных институтов, отношения к работе. Это включает здоровый образ жизни, цифровой переход, сохранение среды обитания, заботу о тех, кто рядом.

Задачи:

  • внедрение цифровых технологий и ресурсов в организацию и обеспечение учебного процесса для поддержки концепции phygital;
  • создание интеллектуального сервиса для формирования цифрового портфолио обучающихся c использованием методологии сбора цифровых «следов»;
  • внедрение информационных сред, систем и сервисов для применения современных педагогических технологий и форматов обучения;
  • интеграция цифровых образовательных ресурсов университета с ГИС СЦОС;
  • информационно-техническая поддержка применения в учебном процессе цифровых учебно-методических материалов, вебинаров, видеоконференцсвязи, технологий виртуальной реальности, цифрового прототипирования и визуализации, систем для борьбы с плагиатом и др.;
  • создание системы информационно-аналитического сопровождения учебного процесса на основе технологии интеллектуального анализа образовательных данных и методов учебной аналитики.

Результаты:

  • реализация концепции адаптивного обучения, учитывающей индивидуальные способности, опыт и потребности обучающегося для формирования индивидуального образовательного опыта;
  • формирование учебно-методического обеспечения образовательных программ в цифровом виде;
  • применение электронных учебных курсов на основе технологии смешанного обучения и системы электронного обучения Moodle;
  • автоматизированное формирование цифрового портфолио студентов;
  • получение достоверных сведений об обеспеченности образовательных программ цифровыми учебно-методическими материалами, оборудованием и программным обеспечением;
  • создание информационно-аналитической системы мониторинга хода обучения, основанной на применении предиктивной аналитики и формировании обобщенных «портретов» студентов;
  • применение технологии биометрической идентификации при прохождении студентами аттестации в виде сетевого тестирования.

8. ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ВИРТУАЛИЗАЦИЯ

Виртуализация – ключевой тренд современности и ближайшего будущего. ВВГУ выгодно отличается от многих других вузов наличием ИТ-насыщенной образовательной среды и активным применением технологий виртуализации как в инфраструктуре, так и в обучении. Применение цифровых образовательных ресурсов и электронного обучения влияет на доступность знаний: можно обучаться, не посещая кампус. Кроме того, уменьшается зависимость студентов от преподавателей, выполняется пожелание молодежи «всегда быть на связи», все образовательные ресурсы находятся «под капотом» смартфона («университет в твоем мобильном»), а студенты и преподаватели учатся и работают под девизом: «ВВГУ: с цифрой по жизни!».

В университете продвигается концепция «фиджитал» (англ. phygital – physical + digital), предполагающая соединение возможностей цифровых технологий с желанием людей общаться друг с другом в физическом мире. Эта концепция позволяет в рамках виртуализации учебного процесса обучать студентов по моделям смешанного обучения и ГиФлекс (англ. HyFlex – Hybrid + Flexible, гибридность + гибкость) на реальном опыте, человеческом взаимодействии и физическом самовыражении, не ограничиваясь исключительно цифровыми инструментами.

Модель смешанного обучения уже на протяжении ряда лет успешно применяется в университете, а модель ГиФлекс, при всей своей актуальности, пока не стала частью повседневной университетской практики. Как и смешанное обучение, она сочетает в себе элементы очного и онлайн-обучения с одним существенным отличием – у студента есть выбор: посещать занятия в аудитории либо учиться онлайн, при этом имеется возможность в любой момент изменить одно на другое. Трудность внедрения модели ГиФлекс в реализацию образовательных программ обусловлена тем, что для использования этой модели необходимо существенно изменить организацию учебного процесса, оснастить аудитории соответствующим оборудованием и разработать учебные ресурсы. Кроме того, преподаватели должны быть методически и технически готовы к реализации своих дисциплин по этой модели. Вместе с тем, гибкий характер модели позволяет купировать риски, связанные с возможным введением противоэпидемических или иных ограничений: поскольку уровень ограничений может в любой момент измениться, уже подготовленные к использованию модели ГиФлекс аудитории и преподаватели смогут быстрее и эффективнее адаптироваться к новым обстоятельствам. Кроме того, модель ГиФлекс, несомненно, будет популярна среди студентов, поскольку у каждого из них имеются разные жизненные ситуации (например, подработка на старших курсах не позволяет посещать кампус в какой-то период и т.п.).

Вне зависимости от используемых моделей обучения перед нами стоит задача создания в университете дружественной цифровой среды, учитывающей желание людей общаться и самовыражаться. При этом есть понимание нового назначения кампуса университета: кампус, который в настоящее время является центральным местом получения высшего образования большинством студентов, будет дополнен цифровыми технологиями управления и обучения. В основе этих изменений лежит концепция виртуализации как работы преподавателей, так и обучения студентов. Виртуализация напрямую способствует и мобильности сотрудников и студентов, т.к. на основе современных способов взаимодействия работники могут повышать квалификацию, а студенты – расширять образовательный опыт через освоение онлайн-курсов других вузов. Это аргумент в пользу того, чтобы учиться по месту жительства («живи здесь, учись везде!»).

Можно сказать, что цифровые технологии начинают играть роль великого уравнителя и разрушителя неравенства - региональный университет будет удовлетворять местные потребности и при этом через применение виртуализации и цифровых технологий будет устранять все виды неравенства, оставаясь при этом восприимчивыми к передовым практикам и предоставляя студентам возможность обучаться в ведущих вузах. Т.е. миссия ВВГУ – быть проводником в мир знаний, в котором нет неравенства и есть возможность для всех найти свое место.

Проректор по цифровому развитию и информационной политике