Инновации в университете
Развитие инновационной деятельности – это не только возможность привлечения дополнительных доходов, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного учебного процесса.
Для развития инноваций нужны таланты и компетенции, а также инфраструктура поддержки предпринимательства, корпоративные механизмы и правила стимулирования и поощрения инноваций. В университете созданы условия для привлечения и поддержки талантливых преподавателей и исследователей. Ключевой инфраструктурной площадкой для развития инноваций и предпринимательства является бизнес-инкубатор.
Пол Ромер, автор новой теории экономического роста на основе инноваций - «чартерный город» - показал, что основным условием экономического роста являются не накопление капитала, включая акционерный, а наличие эффективных институтов развития инноваций и инвестиций в человеческий капитал.
Концепция развития инноваций и предпринимательства в университете направлена на создание таких условий, при которых не быть активным в инновационном отношении не выгодно как с моральной, так и с материальной точки зрения. В университете создана атмосфера поощрения предпринимательства и творчества. Результативность инновационной деятельности является значимым показателем в рейтинговой системе оценки деятельности подразделений и персонала университета.
Цель развития инновационной деятельности и предпринимательства в университете - научиться превращать знания в деньги через:
- реальное включение преподавателей в инновационную деятельность;
- освоение студентами базовых компетенций предпринимательства и инноваций;
- развитие молодежного предпринимательства на базе бизнес-инкубатора;
- создание малых инновационных предприятий.
Через участие в инновационных и предпринимательских проектах студенты получают статус резидентов бизнес-инкубатора и учатся создавать собственный бизнес, участвуя в создании и работе малых инновационных предприятий. Студенты получают возможность участвовать в тренингах, а инновационная активность учитывается как часть обучения по образовательным программам (практики, курсовые).
Инновационная активность преподавателей учитывается в рейтинговой системе оценки деятельности преподавателей университета. Преподаватели имеют возможность получить дополнительные доходы за работу в качестве консультантов при победе инновационных проектов в конкурсах (СТАРТ, национальные и международные конкурсы инновационных проектов).
В университете создан инновационный конвейер: на входе - инновационные идеи и творчески активные преподаватели и студенты, на выходе – инновационные и предпринимательские проекты, малые предприятия. Ключевой узел такого конвейера – бизнес-инкубатор. Выявлять таланты и перспективные идеи нам помогают конкурсы инновационных проектов. Персонал инкубатора помогает формировать студенческие бизнес-команды, проводит тренинги по инновационному предпринимательству для студентов и аспирантов, приглашая экспертов и наставников, организует встречи резидентов инкубатора с людьми, которые имеют личный опыт предпринимательства и стали успешными в жизни.
При оценке результативности инновационной деятельности персонала и подразделений используются следующие показатели (в скобках указана значимость показателя):
- количество исследовательских курсовых и дипломных работ, выполненных студенческими командами (1)
- количество проектов, прошедших конкурсный отбор в бизнес-инкубатор (3)
- количество проектов, победивших в программе УМНИК (5), Зворыкинский проект (5), других национальных конкурсах (3)
- количество проектов, победивших в программе СТАРТ и международных конкурсах (10)
- количество свидетельств (3) и патентов (15), полученных на результаты интеллектуальной деятельности
- количество лицензий, проданных стороннему потребителю на право использовать результаты интеллектуальной деятельности и доходы от продажи (3 балла за одну лицензию и 10 баллов за доход 100 тыс. руб.)
- количество предприятий, созданных по 217-ФЗ (10)
- объем продукции, выпущенной предприятием по 217-ФЗ (5 баллов за 100 тыс. руб. дохода)
- количество рабочих мест, созданных на малых предприятиях (5 баллов за одно рабочее место).
Вовлечение молодежи в инновационную деятельность