Сотрудники ВГУЭС защитили проект трансформации университета в Сколково
Команда руководителей ВГУЭС завершила обучение по образовательной программе «Школа ректоров – 18: управление трансформацией университета» в Московской бизнес-школе управления СКОЛКОВО. Топовые сотрудники и преподаватели университета: Людмила Кравченко, Илья Бедрачук, Ольга Батурина, Роман Гриванов, Юлия Кравченко и Дмитрий Гмарь прошли полугодовой интенсивный цикл лекций, тренингов, мастер-классов российских и международных экспертов, в том числе руководителей ведущих университетов, крупных корпораций и государственных ведомств.
Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева:
- Российские университеты уже прошли период реорганизации и сейчас ведущие университеты проходят очередной этап - трансформацию, без которой, по всей видимости, существование вузов станет невозможным. Трансформация – это фактически пересборка модели университета, продиктованная требованиями современного мира, рынка и стейкхолдеров. Нам очень важно, чтобы университет постоянно укреплял свои позиции и развивался. Но качественный прорыв могут обеспечить управленцы, готовые взять на себя инициативу и ответственность за проектирование принципиально нового видения университета и устройство управленческих процессов. Думаю, наша команда отвечает этому вызову. Проект трансформации университета, который они разработали и защитили в трех экспертных сообществах в Сколково, будет реализован во ВГУЭС.
«Изменяй мир, управляя данными» - именно так охарактеризовали основную идею проекта «сколковцы». Как рассказала руководитель проекта, начальник учебно-аналитического отдела, доцент кафедры экономики и управления ВГУЭС Ольга Батурина, внедрение проекта трансформации позволит: формировать у студентов базовые компетенции будущего, усилить конкурентоспособность выпускников университета, развивать сотрудничество с лучшими университетами страны и иностранными партнерами, а в научно-исследовательской деятельности - перейти от конкуренции к кооперации.
- Трансформация включает три ключевых элемента. Первый - это перезапуск исследовательского процесса, в основе которого лежат принципы научной коллаборации, переход от персонализированных научных исследований к научным междисциплинарным коллективам и доведению исследования от замысла до коммерциализации, - рассказывает Ольга Андреевна. - Для развития партнерских отношений в научной деятельности нам необходимо было найти ту сферу, в которой мы можем быть уникальными и интересными партнерам не только регионального, но федерального и мирового значения. Для нашего университета одна из фронтирных тем связана с аналитикой данных. Уникальная компетенция в области анализа клинических данных позволяет нам стать точкой притяжения специалистов этой области и, соответственно, укрепить позиции. Сейчас исследования ведутся по тем принципам научной коллаборации, которые мы и хотели бы заложить как базовые в развитии дальнейшей научной деятельности.
Следующим элементом является формирование сквозной компетенции Data Business person - как базовой грамотности - у студентов всех направлений подготовки. В настоящее время это одна из самых важных компетенций для всех профессиональных областей. Наличие такой компетенции сделает наших выпускников более конкурентоспособными, а университету позволит устанавливать партнерство с ведущими вузами.
Третьим элементом является запуск новой образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Информационные системы и технологии» с профилизацией в Data Engineer. Это совершенно новая модель образовательной программы и по форме, и по содержанию. Содержание определяется международными стандартами, предусмотрено гибридное кадровое обеспечение, предполагающее различные роли преподавателей в учебном процессе и широкие возможности проектного обучения. Базовыми принципами программы является конкурсная основа, развитие установки на собственный апгрейд, включенность в профессиональное сообщество.
Я думаю, что самое сложное – даже не придумать, сформулировать и защитить проект перед экспертным сообществом: донести свою идею, отстоять ее и убедить в актуальности. Самое сложное – перенести замысел в жизнь. Но этот путь у нас только начинается.
Юлия Кравченко, начальник отдела международной академической мобильности ВГУЭС:
- В течение практически года мы учились непрерывно: и находясь в Москве, и здесь, во Владивостоке. Было очень интересно перенять опыт людей и университетов, которые уже прошли через трансформационный путь. Они делились своими успехами, говорили о сложностях, неудачах – это, конечно, было очень интересно и полезно. Лично меня учеба кардинально изменила. Изменились взгляды, отношение к себе, к своему проекту и делам, которыми ты занимаешься. Нас научили мыслить критически: постоянно подвергать сомнению то, что ты делаешь, и самому себе доказывать, что выбранный путь – верный. Без этого существует риск ошибочного принятия решений и опасность выдавать желаемое за действительное.
Выпускной проект, который мы будем внедрять, безусловно, сформирует лицо университета. Он позволит сформулировать очень понятную идентичность университета. Понятную для всех – для абитуриентов, студентов, родителей, сотрудников. Наш проект позволит качественным образом изменить выпускников и сотрудников университета (административный персонал и научно-педагогические кадры).
Роман Гриванов, доцент кафедры экономики и управления ВГУЭС:
- Наш университет известен тем, что хочет не просто идти в ногу со временем, но и опережать события. Например, мы первыми внедрили кейс ПИО (практико-интегрированного обучения), а теперь эта модель достаточно популярна. Трансформация системы высшего образования — это как раз один из основных трендов. К нам пришло понимание, что в современном мире наиболее востребованными являются компетенции для работы с большими данными - цифровая грамотность. Но в этой сфере мы (я имею ввиду общество) «проседаем». Люди не умеют пользоваться элементарным базовым программным обеспечением, что является абсолютно необходимым для современного человека. Нужно понимать, что действительно есть профессии будущего, которые будут определять рынок через 5 лет. Но готовиться к ним надо уже сейчас. Соответственно, мы должны думать на 10 лет вперед, чтобы понимать, куда двигаться. И если мы посмотрим на передовые компании, то увидим, что они создают собственные университеты или открывают курсы переподготовки, где обучают специалистов «под себя». Для университетов, как для участников образовательного рынка, это очень серьёзный риск. Мы же сможем настроить систему таким образом, чтобы показать выпускникам и родителям, что мы - университет, который ориентируется на современном рынке и дает актуальное образование.
Людмила Кравченко, директор Департамента мониторинга и прогнозирования ВГУЭС:
- Мы научились понимать устройство базовых процессов университета, тренды и текущую ситуацию в системе высшего образовании России и мира, распознавать различные образовательные модели и адаптировать их к университету. Овладели системой знаний об устройстве и организации научных исследований в университете и, конечно, познакомились с опытом других вузов и учреждений, бизнес- моделями, лучшими прототипами.
Соединение мирового опыта с российской спецификой стало возможным и позволило посмотреть на университет как на объект управления, расширило представления о том, что можно менять в университете, как на уровне общей стратегии, так и на уровне отдельных форматов и структурных подразделений.
Проект трансформации университета выведет ВГУЭС на более высокий уровень развития в соответствии с трендами и тенденциями современного высшего образования. Через повышение качества образования и научных исследований мы намерены войти в категорию ведущих вузов страны.