Психолог-консультант центра «Абитуриент» Станислав Клиников советует: живописцы, не бросайте ваши кисти!
Из беседы в приемной комиссии:
- Почему специальность экономиста?
- Родители так хотят.
- А сам чем хотел бы заниматься?
- Я рисую и музыку люблю, но художником себя не чувствую…
- Тогда, может быть, дизайн вам все-таки ближе, чем экономика?
Такие разговоры в приемных комиссиях вузов не редки. Выпускники школ, не успев прийти в себя от стресса экзаменов, оказываются перед новой проблемой: куда пойти учиться. Решение этого вопроса оттягивается до самого последнего момента, когда абитуриент согласен отнести аттестат хоть куда-нибудь и потом пять лет ни о чем не думать. До нового стресса: трудоустройства. Бывает и так, что будущую специальность выбирают родители: они лучше знают жизнь, давно работают, и, в конце концов, платят деньги. Стоит ли удивляться в таком случае, что молодой специалист, получив диплом, отказывается работать, потому что решает получить другую профессию.
Мы составили рейтинг типичных ошибок, который совершают абитуриенты при выборе специальности. А способы их коррекции обозначил психолог-консультант центра «Абитуриент» ВГУЭС Станислав Клиников.
Ошибка первая: специальность выбрал в 11-м классе.
Станислав Клиников: - Начинать задумываться о будущей специальности лучше уже в 9-м классе. Чтобы было достаточно времени посмотреть профессию изнутри, посоветоваться с людьми, которые долго работают в этой сфере. Только тогда у абитуриента сложится реальное представление о том, чем он будет заниматься в жизни.
Ошибка вторая: специальность выбрали родители.
Станислав Клиников: - Если специальность выбирают родители, то пять лет в вузе могут считаться потраченными впустую. Все равно работать по этой специальности выпускник не будет. Скорее всего, он пойдет на второе высшее, а его сверстники за это время сделают карьеру.
Ошибка третья: выбор специальности в расчете на высокую зарплату.
Станислав Клиников: - Для того, чтобы зарабатывать деньги, не обязательно учиться пять лет. Торговым представителем можно устроиться без диплома и получать 30 тысяч в месяц. Работа – это, в первую очередь, самореализация, причем долгосрочная. И пять лет обучения в вузе – это начало профессионального пути, когда закладываются установки, которые помогут быстрее добиться результата.
Ошибка четвертая: уверенность, что выбранная специальность автоматически гарантирует востребованность после вуза.
Станислав Клиников: - На рынке труда нет специальностей, которые совсем не нужны. На космонавтов у нас не учат, потому что у нас нет космодрома. По любой другой специальности можно устроиться на работу, было бы желание. И главное - именно желание работать, делать дело. Тогда студент блестяще заканчивает вуз, легко устраивается на работу, потому что уже на пятом курсе проходил стажировку.
Ошибка пятая: абитуриент приходит к психологу и говорит: скажите, кем я буду?
Станислав Клиников: - Просто он впервые сталкивается с такой проблемой, как выбор специальности и растерян. Он не знает, какие технологии выбора надо применять, какие будут последствия, не готов принять на себя ответственность за свое решение. Наша задача – помочь ему понять, чего он хочет от жизни не в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной. Выбор специальности в вузе – это первый кирпичик в построении успешной карьеры. Положительным результатом мы называем ситуацию, когда ребенок говорит: теперь я понимаю, почему иду учиться на эту специальность.
Четыре правила выбора специальности от Станислава Клиникова:
1. «Лучше день потерять, потом в пять минут долететь». Выбрать специальность надо осознанно, чтобы пять лет учиться не из-под палки и потом в максимально кроткий срок достичь результата.
2. Учиться нужно там, где хочется. Важно за пять лет учебы не потерять мотивацию. Потому что мотивация большой зарплаты – недейственная. Через два года студент может понять: дело не мое, потом он рискует вый