Школа дизайна завершила свою работу во ВГУЭС.
Всероссийская научная школа для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, педагогика, эргономика, искусствоведение» была организована при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 год. В течение 10 дней ведущие отечественные ученые и преподаватели крупных научно-образовательных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Барнаула, Омска, Красноярска, Хабаровска и Владивостока вели занятия в формате открытых лекций, семинаров и мастер-классов.
- Такие масштабные образовательные мероприятия в нашем вузе еще не проводились, - подчеркнул ученый секретарь оргкомитета Александр Шавлюгин. – За время работы школы у нас выступили 18 докладчиков, 15 из них – приглашенных. В занятиях приняли участие молодые ученые, студенты, аспиранты Москвы, Омска, Улан-Удэ, Благовещенска, Владивостока, Артема, Находки. Столь широкая география слушателей оказалась возможной благодаря использованию телемостов.
Впервые к исследованию понятие «дизайн» научное сообщество подошло столь системно. Глобальное исследование всех сфер дизайнерской деятельности, начиная от продуктивного взаимодействия с заказчиком и заканчивая обнаружением новых смыслов в рекламе, проводили корифеи психологии, педагогики, эргономики и искусствоведения. Доктор психологических наук Сибирского государственного университета Владимир Нургалеев рассказывал о когнитивных моделях творчества. Доктор педагогических наук Алтайского университета Юрий Сенько масштабно исследовал вопросы образования, текстов культуры и решения задач.
- Задач в природе не существует, - сделал парадоксальный вывод преподаватель. – В природе существуют ситуации, и задачи обнаруживаются каждым из нас.
Кандидат педагогических наук московского Гуманитарно-экологического института Дмитрий Гагишвили провел целую серию мастер-классов, где делился практическим опытом преподавания графики в дизайне.
- Минимум средств, максимум информации, - выявил главную формулу правильного графического решения преподаватель. – Не рассказывайте зрителю все подробно, пусть в работе останется недосказанность, держите интригу.
Приводя примеры разного использования графических средств, преподаватель ссылался то на живописные работы Поля Гогена, то на постеры Энди Уорхолла:
- Все, наверное, помнят плоскостной портрет Мэрилин Монро с волосами в виде однородного желтого пятна и зелеными губами. Но если бы знаменитый чех сделал объемное изображение, то он не был бы Энди Уорхоллом, а плохим Серовым или Рокотовым.
Кандидат психологических наук Санкт-Петербургского социально-гуманитарного университета Вера Сахарова рассказала будущим дизайнерам о стратегиях эффективного взаимодействия с заказчиком.
- Вы всегда должны помнить, что вы – эксперт, - напутствовала Вера Гавриловна молодежь, - и заказчик обращается к вам за советом как к эксперту. Следовательно, последнее слово должно оставаться за вами.
На церемонии закрытия школы высказывались как лекторы, так и слушатели.
- Я считаю, что мы в первую очередь должны поблагодарить руководство ВГУЭС, - подчеркнул доктор педагогических наук Алтайского университета Юрий Сенько. – Здесь учатся фантастические студенты, умные и любознательные, здесь созданы отличные условия для учебы и работы. Если мне предоставится возможность еще посетить ваш вуз, я обязательно ею воспользуюсь.
То, что эта встреча далеко не последняя, подчеркнула и председатель оргкомитета, проректор по науке ВГУЭС, доктор технических наук Галина Старкова:
- Я уверена, что десять дней мы провели как нельзя более продуктивно, но обсуждение вопросов преподавания дизайна, педагогики и психологии на этом не закончится. Мы продолжим работу, и, надеюсь, скоро сможем снова обменяться приобретенным