Известный сценограф штутгартского оперного театра Анна Фиброк побывала в гостях у дизайнеров ВГУЭС.
Визит известного сценографа и художницы по костюму Анны Фиброк во Владивосток связан с Днями немецкой культуры во Владивостоке. Узнав, что в нашем городе есть вуз, где готовят дизайнеров костюма, Анна выразила желание посмотреть студенческие работы и пообщаться с начинающими модельерами. Встреча в формате мастер-класса состоялась 7 октября на кафедре сервиса и моды. Студенты разных курсов специальности «Дизайн костюма» задавали вопросы, живо интересуясь возможностями профессиональной реализации дизайнеров в Германии и творческими образовательными программами.
- Г-жа Фиброк, расскажите немного о себе, какой вуз вы закончили, где начали работать?
- Я закончила Академию искусств в Дюссельдорфе, где изучала сценографию, историю искусств, историю костюма. Я особенно не торопилась с окончанием вуза, потому что в 70-е годы устроиться на работу было гораздо проще, чем теперь. Так что к моменту защиты диплома у меня уже были муж и ребенок. В начале своей карьеры я работала ассистентом режиссера в обычном театре, а потом перешла работать в оперу.
- Почему вы выбрали профессию сценографа?
- Все члены моей семьи – достаточно известные деятели искусств. Мой отец – признанный литератор и театральный критик. Я росла в артистической среде, поэтому мне и работать хотелось с творческими людьми. Заканчивая школу, я уже знала, что буду поступать в Академию искусств.
- Что дало вам обучение в Академии?
- Образование мое было скорее базовым искусствоведческим, чем дизайнерским. Поэтому те тонкости конструирования костюма, которые дают вам, я не изучала. Нас больше учили тому, как работать над пьесой: изучать реалии того времени, когда происходит действие, искать определенный материал, который тогда был в ходу. В общем, шить я научилась, когда пошла работать.
- Сложно было начинать? Все-таки полностью оформить сцену – очень большая ответственность.
- Действительно, чтобы заниматься сценографией, нужно обладать большой смелостью. Потому что если игра актеров и оформление сцены не совпадают по тональности, по колориту, зрители это сразу чувствуют. В самом начале не все было гладко…
- И с какими именно сложностями сталкивается сценограф в своей повседневной работе?
- Сложность одна, но большая – это умение настоять на своем. Мне приходится работать с массой людей: художниками, декораторами, осветителями. И до каждого из них нужно донести идею, мое представление о том, как все это должно быть. В итоге конечное воплощение оказывается весьма далеким от того, что я задумывала в начале. В этом профессии сценографа и дизайнера, мне кажется, схожи. Иногда приходится тратить очень много сил и энергии только на то, чтобы убедить актеров, режиссера, декораторов, что все должно быть именно так, как я задумала.
- Расскажите о вашей работе с режиссерами. Много ли нужно времени, чтобы создать хороший творческий тандем?
- Большая удача найти человека, который говорит с тобой на одном языке. С режиссером Кристофом Мартели я работаю уже почти 20 лет. У нас очень хорошее взаимопонимание, и я думаю, что именно это помогает нам создавать каждый раз что-то новое.
- То есть ваш театр, скорее, традиционный?
- В Германии очень много театров, и каждый хочет отличаться от других не только репертуаром, но и уровнем постановок. Когда я училась, у нас преподавали пять известных сценографов – каждый основатель отдельного направления в искусстве. Последние 10 лет я занимаюсь такими постановками, где текста – минимум, зато много музыки и хореографии.
- Вы посмотрели работы наших студентов. Оцените их взглядом профессионала.
- Мне действительно было очень интересно посмотреть, какое образование студенты получают здесь, какие дисциплины изучают, какие практические навыки приобретают. И могу отметить очень высокий уровень работ. Ви