Студентам ВГУЭС доступны тайны японского искусства седо.
Сёдо или «путь кисти» — так по-японски называется искусство каллиграфии, традиции которого уходят глубоко в прошлое. Японские аристократы должны были в совершенстве владеть как мечом, так и кистью, ибо в умении писать иероглифы проявлялись внутренняя сила, интеллект, уровень духовного развития человека.
Приобщиться к этому виду искусства студенты и преподаватели ВГУЭС смогли 27 ноября на открытом уроке, организованном директором Центра изучения искусств Востока Владимиром Янфа.
Слушатели, собравшиеся в одной из аудиторий Института сервиса, моды и дизайна, почтительно изучали «четыре сокровища каллиграфии»: специальные кисти — фудэ, тушь для письма — суми, тушечницы — судзури и драгоценную рисовую бумагу — ками, пока мастер готовил осеннюю икебану — композицию из цветов хризантемы.
— Хризантема — символ жизненной силы, — объяснил Владимир Янфа в лекции. — Уже начались заморозки, но посмотрите: хризантемы еще цветут. Они всю ночь проводят в холоде, а утром раскрываются навстречу солнцу и дарят свою красоту миру. Попробуйте соотнести этот образ с человеческой жизнью.
Такие проблемные задачи Владимир Ильич ставил перед слушателями на протяжении всей лекции:
— Несколько цветов ставят в воду, но выживает только один. Подумайте над этим.
Очень осторожно мастер подводил слушателей к мысли, что в жизни все неслучайно и все зависит от судьбы:
— Если судьба, то цветок выживет. Он будет пробиваться сквозь асфальт, терпеть холод, пока кто-нибудь его не заметит и не поможет.
Тот, кто более-менее знаком с японским искусством, знает, что все оно проникнуто неброским символизмом, и понять его не так-то просто. Существует целый глоссарий образов японской культуры. Так хризантема — выражение жизненной силы, бамбук — внутренней пустоты, доведенной до абсолюта, слива — мгновения красоты, орхидея — поэтического вдохновения.
— Эта гравюра называется четверо благородных, — объяснил мастер Янфа. — Здесь обозначены четыре качества, которыми должен был обладать образованный, культурный человек. Устраиваясь на работу в государственное учреждение, чиновники писали трактаты, где обыгрывались эти четыре символа.
После лекции слушатели смогли попрактиковаться в написании осенних работ Сёдо. Кого-то из участников семинара кисть слушалась не вполне, а вот студентка 3-го курса ИСМД Анастасия Рейм уверенно выводила сложные графические знаки:
— Я начала изучать японский язык, поэтому не упускаю возможности расширить свои знания о культуре страны восходящего солнца, — поделилась девушка. — И очень рада, что во ВГУЭС у меня есть такие возможности.
На открытом уроке присутствовали консул по культуре и информации Генерального консульства Японии во Владивостоке г-н Сугахара и начальник управления культуры администрации Владивостока Ольга Зотова.
— Присутствие столь высоких гостей подтверждает значимость проведения открытых уроков, — заметил Владимир Янфа. — Наш клуб существует на базе ВГУЭС уже семь лет, это единственное на Дальнем Востоке объединение, где профессионально учат каллиграфии. И неслучайно это ВГУЭС: уникальное искусство в передовом вузе.