Организаторами выступили проректор по учебной работе, заведующая кафедрой менеджмента Института права и управления, доктор экономических наук Ирина Черная, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры сервиса и моды, кандидат технических наук Людмила Фалько, начальник отдела организации учебно-методической работы, доцент кафедры информатики, инженерной и компьютерной графики Института информатики, инноваций и бизнес-систем, кандидат экономических наук Ольга Кононова, старший преподаватель кафедры теории и истории российского и зарубежного права Института права и управления Анна Личковаха, ассистент кафедры управления персоналом и документоведения ИПУ Антон Новгородов.
На сессии стратегического планирования шла речь о первом опыте перехода на модульную программу двухуровневого образования в Институте права и управления. Вот что рассказывает Анна Личковаха:
- Мероприятия, связанные с вхождением России в Болонский процесс, модернизацией российского образования в целом и высшей школы в частности, обострили проблему обеспечения качества высшего образования. Переход системы высшего образования от специалитета на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура) требует перестройки организации учебного процесса в каждом вузе, внедрения кредитно-модульной системы. Несколько вузов России, в том числе и ВГУЭС, уже имеют опыт модульного подхода к организации обучения. В Институте права и управления два года данная система реализуется у юристов и документоведов. Нужно было обобщить опыт, понять недочеты и попытаться улучшить, оптимизировать эту модель для того, чтобы она результативнее работала на наших специальностях, плюс чтобы этот опыт можно было использовать для других направлений и специальностей в нашем университете.
Главная задача кредитно-модульной системы – создать оптимальные условия для создания индивидуальной траектории обучения студента и ее реализации. В традиционном формате для студента есть жестко установленная лекция, определенное время и т.д. Модульная система нацелена прежде всего на то, чтобы сам студент мог принимать участие в формировании собственных индивидуальных учебных планов. Но для этого должен быть, например, сформирован институт тьюторов. Тьютор понимает логику изучения дисциплин и может квалифицированно помочь студенту в формировании индивидуального графика обучения. В европейских странах такая система давно реализуется. Результаты исследований показывают, что по модели образования мы ближе к опыту Германии. Наша задача - перестраиваться под европейскую модель с наименьшими издержками для преподавателей и студентов, не снижая, а наоборот, повышая качество подготовки студентов.
Модульная система способствует развитию и формированию профессиональных компетенций, что принципиально важно в условиях практико-ориентированного обучения в современных условиях. Кроме этого появляется некоторая мобильность и у преподавателей, и у студентов. У последних есть больше возможности для того, чтобы качественно заняться изучением конкретной дисциплины. У преподавателей – больше времени на разработку индивидуальных заданий для студентов.
Шаг вперед сделан. Проработана модель с учетом недостатков и с учетом положительного опыта, который мы получили в результате реализации кредитно-модульной системы. Еще много задач, которые предстоит решить. Но главное, что мы осознали, оценили то, что уже сделано, и наметили дальнейшие действия.