Top.Mail.Ru
Кто будет платить за обучение в вузах - государство или банки? . Владивостокский государственный университет ВВГУ

Кто будет платить за обучение в вузах - государство или банки?

9 апреля 2015

Ливанов, Фурсенко,Кузьминов о будущем высшего образования

Кто будет платить за обучение в вузах - государство или банки?

На ежегодной конференции Высшей школы экономики (ВШЭ), глава Минобразования Дмитрий Ливанов  предложил закрыть слабые вузы, а сильным увеличить финансирование. А бывший министр, господин Фурсенко посоветовал полностью пересмотреть систему обучения, "а не пытаться просто перестроить то, что делалось много лет". В свою очередь, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, которого называют теневым министром образования, предложил кардинально изменить систему госфинансирования высшего образования, оставив бюджетные места в вузах только самым талантливым абитуриентам.

Участники конференции обсуждали стратегию развития высшего образования "в условиях экономической турбулентности". Дмитрий Ливанов рассказал, какие шаги правительство планирует предпринять в ближайшие два-три года. Для начала необходимо "отсечь омертвевшую часть высшего образования", то есть закрыть слабые вузы. "У нас с 1990-х годов большое количество образовательных учреждений занимаются имитацией обучения,— заявил глава Минобрнауки.— За последние два года мы закрыли 500 таких вузов, в этом году проверим еще около тысячи". Выжившие после проверок вузы министерство планирует сливать друг с другом. "Мы не подталкиваем к объединению, но мотивируем к нему. Материально и с помощью других инструментов",— пояснил министр.

Одновременно Минобрнауки усилит поддержку тех вузов, которые способны составить конкуренцию иностранным университетам. "Есть группа из 10-15, может быть, 20 университетов, которые осознали свой потенциал и готовы с нашей помощью выйти на международный уровень",— пересказал министр суть проекта "5-100", по которому пять российских вузов к 2020 году должны оказаться в первой сотне мировых рейтингов. Все эти шаги, заключил Дмитрий Ливанов, позволят российскому образованию стать более конкурентоспособным и адаптироваться к "новым экономическим вызовам".

Однако его предшественник на посту министра Андрей Фурсенко, занимающий теперь должность помощника президента, неожиданно раскритиковал программу министерства. "Сейчас надо искать нестандартные решения, а не пытаться просто перестроить то, что делалось уже много лет,— сказал господин Фурсенко.— Сейчас у нас для этого есть уникальный шанс". Он предложил Дмитрию Ливанову полностью пересмотреть систему обучения. "Надо отойти от представления об университете как о простом продолжении школы",— призвал Андрей Фурсенко. Прежде всего необходимо перестроить систему преподавания в вузах. "Давайте честно говорить: большинство преподавателей в полупустом зале читают лекции, которые не меняются десятки лет,— заявил помощник президента.— Давайте попробуем сократить число лекций, а освободившееся время выделить для общей работы студентов и преподавателей". По словам Андрея Фурсенко, такая система поможет эффективнее расходовать ресурсы. "Обычные решения сейчас не дадут результата",— предупредил он действующего министра.

Наряду с реструктуризацией сети вузов, в России набирает силу другая тенденция — появление нового массового высшего образования, убежден ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Если закрыть слабые вузы, что будет на их месте? От всеобщей тяги к высшему образованию избавиться не удастся, как не удастся отправлять школьников в ПТУ, потому что они нужны на заводах. Массовое высшее образование необходимо, так как формирует уровень культуры, способность адаптироваться к изменениям, создавать новое, при этом оно может быть общим высшим, а не профессиональным.

Предпосылки нового массового высшего образования — это массовые онлайн-курсы, позволяющие студенту самостоятельно формировать из них образовательную программу. На месте слабых вузов должны возникнуть новые образовательные организации, которые помогают людям «из кубиков» складывать свое образование и «связывать» его с возможными местами практики, то есть превращать полученные компетенции в прикладные квалификации. Со временем на рынке образовательных услуг произойдет разделение труда: лучшие ученые и лучшие университеты будут производить качественные онлайн-курсы, и определенная доля слабых вузов сможет адаптироваться к новой ситуации, заменив ими свои курсы, тем самым уменьшив издержки и обеспечив качество.

У онлайн-обучения есть подводные камни. Как отметил научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики  ВШЭ Мартин Карной, в 18 лет человек еще недостаточно дисциплинирован, чтобы изучать курс самостоятельно, — нужны тьюторы, наставники, которые будут отслеживать его работу, организовывать его взаимодействие с другими студентами. «Любую хорошую лекцию по любому предмету, любое пособие можно найти в Интернете, остаются в прошлом конспекты. Качественно меняется отношение студентов к учебе, появляется другой уровень ответственности, востребованы преподаватели иного качества — не чтецы-декламаторы, а партнеры студентов по научной работе», — сказал Андрей Фурсенко. По его мнению, студент должен нести ответственность за свою учебу — нельзя предъявлять претензии исключительно к государству.

Одним из инструментов увеличения этой ответственности Ярослав Кузьминов считает образовательное кредитование.

Сегодня образовательный кредит в России не пользуется спросом — лишь несколько сотен человек в прошлом году взяли его в Сбербанке. Но настойчивых попыток его внедрения так и не было предпринято, убежден ректор ВШЭ. Так что образовательный кредит — это зона настойчивого анализа, поиска и предложений руководству страны.


Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2703843

http://www.hse.ru/news/science/147881115.html