В рамках программы «Приглашенный спикер» 9 апреля 2019 года состоялась встреча студентов-международников и регионоведов ВГУЭС с председателем НКО «Союз организаций, заинтересованных в реализации государственной миграционной политики на Дальнем Востоке «Центр содействия иммиграции в Приморский край» Владиславом Григорьевичем Звычайным
Знакомясь с аудиторией, приглашенный спикер отметил, что, несмотря на свой опыт публичных выступлений в качестве руководителя Управления ФМС России по Приморскому краю, а затем, после ликвидации в 2016 году Миграционной службы, в качестве эксперта по вопросам миграции, общение со студентами всегда вызывает особое волнение. Это происходит от того, что через каких-то 15 – 20 лет это поколение будет управлять страной, принимать важные решения о судьбах людей. Поэтому сегодня крайне важно и ответственно донести до сегодняшних студентов объективную картину происходящего, научить их анализировать, искать решения по устранению причин и условий, создающих проблемы в развитии нашего общества.
«От вашей квалификации, от глубины полученных вами знаний и умений за время учебы, будет зависеть завтрашний мир и спокойствие россиян, - заметил Владислав Григорьевич, - всем известна истина: «Когда дипломаты не могут договориться, начинают «говорить» пушки!». Но помимо пушек и ракет существует такое грозное явление, как массовая миграция людей. И от того, как государство управляет внешними и внутренними миграционными процессами зависит: будут ли они нести обществу созидание, либо наоборот – агрессию, разрушения и хаос…
В ноябре 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую редакцию Концепции государственной миграционной политики. Этот важнейший для страны документ разработан во взаимосвязи со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другими документами стратегического планирования социально-экономического развития страны.
Акцентирование миграционной политики Российской Федерации на экономической сфере объективно обусловлено тяжелой трудоресурсной ситуацией, складывающейся в стране в предстоящем десятилетии. Согласно среднему варианту прогноза Росстата в настоящее время Россия переживает наиболее глубокий провал в численности трудовозрастных контингентов: к 2020 году они сократятся на 5 млн. человек, притом, что за предшествующие 2011-2014 гг. они уже уменьшились на 4 млн. человек. Всего за десятилетие 2011-2020 гг. сокращение составит 10%.
В 2020-2025 гг. ожидается более благоприятная ситуация: убыль трудоспособного населения хотя и продолжится, но значительно медленнее, составив за пятилетие чуть больше 1 млн. человек. Улучшение ситуации продлится до середины 30-х, но затем страну вновь ожидает трудоресурсный провал, столь же глубокий, как и переживаемый в настоящее время. Такие резкие перепады в воспроизводстве трудоресурсного потенциала формируют заказ на гибкую миграционную политику, способную быстро отзываться на меняющуюся демографическую ситуацию в стране и запросы экономики.
Конкретные направления миграционной политики, обозначенные в Концепции, призваны обеспечить достижение названной цели. Тем самым миграционной политике придается роль важнейшего фактора экономического роста страны.
Для Дальнего Востока России иммиграционные процессы имеют особенно большое значение, поскольку именно они способствовали формированию здесь постоянного полиэтнического населения.
По данным Приморскстата, в 2018 году миграционная убыль населения Приморского края составила 4654 человека. В на протяжении последних лет регион теряет в среднем от 4 тысяч до 5 тысяч своего населения. Оттоку человеческого капитала из региона способствовали многие факторы, главные из которых: высокие цены на жилье, отсутствие работы, относительно низкий уровень жизни.
В государственных учреждениях службы занятости населения на конец января 2019 года зарегистрировано в качестве безработных 9,7 тыс. человек. Общий уровень безработицы составляет 5,1%. При этом число предприятий и организаций, зарегистрированных в крае, уменьшилось за прошедший год на 5030, что составило 7,5% от их количества на начало 2018 года. Сокращение затронуло средний и малый бизнес.
Вследствие общей неблагоприятной социально-экономической обстановки в крае, в 2018 году гражданами было заключено браков на 1052 меньше, чем в прошлом периоде. При этом число разводов выросло и составило 66% от количества заключенных!
Согласно гос.статистике, при сохранении имеющихся в крае причин и условий, к 2025 году Приморье не привлечет, а потеряет еще около 44 тысячи жителей.
Практика работы с миграцией показывает, что без тщательного анализа происходящего и поиска новых решений устранения проблем, только указаниями - без должного контроля за ходом их исполнения, без привлечения к процессу профильных НКО столь актуальную и хрупкую сферу не урегулировать. Реализация такого комплексного подхода будет способствовать устранению преград, препятствующих эффективному регулированию механизмов миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком иностранцев в регион.
Межнациональные отношения сейчас находятся в состоянии «тикающей бомбы». Это подпитывается растущей социальной напряженностью в регионе, несовершенством миграционного законодательства, слабым вовлечением институтов гражданского общества в деятельность органов власти, высоким уровнем коррупции, все еще недостаточным развитием гражданского самосознания и отсутствием реального общественного контроля со стороны Общественного совета при региональном УМВД России за качеством предоставления гос. услуг мигрантам.
Эксперты отмечают, что компенсировать естественный отток коренного населения Приморья в центральные районы России при нынешних условиях жизни россиян невозможно без внешней миграции. Прежде всего - за счет привлечения и приема в гражданство РФ наших соотечественников из стран бывшего СССР.
Проблема использования иностранной рабочей силы является одной из наиболее сложных в современной России. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранных работниках. В то же время иностранная трудовая миграция способна не только деформировать структуру занятости, но и вызывать дисбаланс в социальной сфере, провоцировать конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве, обострять криминогенную обстановку. Именно поэтому заниматься вопросами миграции необходимо всерьез, комплексно и с глубокой проработкой.
Ликвидация ФМС в 2016 году привела к тому, что функции и полномочия в сфере миграции были переданы в МВД и Федеральное Агентство по делам национальностей. Последнее занимается вопросами интеграции и адаптации соотечественников, иностранных граждан в российское общество, не имея своих территориальных подразделений и действуя через администрации субъектов РФ. С декабря 2018 года выработка предложений по управлению миграционными процессами также возложена на Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.
Не смотря на все трудности на пути к организации притока человеческого капитала в Приморский край, восполнить потери населения и повысить его качество возможно и крайне необходимо для решения задач ускоренного развития региона. При этом важнейшей частью комплекса мер организационного, административного, законодательного и информационного характера является создание условий для привлечения в наш край как внутренней, так и внешней трудовой миграции.
В настоящее время эксперты отмечают нижеследующие проблемные вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитее миграционной ситуации в Приморском крае. Часть этих проблем возможно устранить в короткие сроки, а часть потребует глубокой проработки и длительной реализации.
1) Удешевление стоимости жилья до уровня ниже среднероссийского необходимо для привлечения человеческого капитала в регион на создающиеся новые рабочие места и для предотвращения оттока местного населения, реализующего свое жилье по ценам, сравнимым со стоимостью недвижимости в Московской и Ленинградской областях.
По данным иностранных экспертов, в 2018 году около 60% наших соотечественников за рубежом назвали высокую стоимость жилья главной причиной своего нежелания переезжать в Россию на постоянное место жительства.
2) Обеспечение инвестиционных проектов, создающих рабочие места, социальной инфраструктурой. Экспертный анализ отдельных проектов, реализуемый резидентами Свободного порта Владивосток и ТОРов, свидетельствует о несоответствии темпов строительства производственных и социальных объектов. То есть при наличии рабочего места отсутствуют условия для комфортного размещения привлекаемых специалистов и членов их семей.
3) Определение Главой Администрации края уполномоченной организации, участвующей в предоставлении органами полиции государственной услуги по выдаче патента трудовым мигрантам, прибывающих из некоторых стран СНГ и создание Многофункционального миграционного центра.
Отсутствие с 2016 года в регионе этих организаций в значительной мере затрудняет функционирование системы организованного набора мигрантов для работы на предприятиях Приморья с качественной инфраструктурой для приема и оказания услуг иностранным гражданам.
Создавшее положение способствует процветанию в Приморье «теневого» рынка труда, питающего «теневую экономику» дешевой рабочей силой. От эффективности борьбы УМВД и УФНС с «нелегалами» и неплательщиками налогов зависит развитие «чистого» бизнеса в регионе. Не сможет честный предприниматель конкурировать с бизнесменом, использующим труд нелегального мигранта, если стоимость конечного продукта первого существенно выше, так как в нее входят налоги и пр. сборы.
С 2016 года профильные подразделения полиции по работе с мигрантами работают в недооборудованных для приема посетителей в помещениях здания № 25 по ул. Октябрьской гор. Владивосток, где ранее размещался Юридический институт ДВФУ. Там же сегодня ведется и прием россиян.
До момента передачи здания на баланс полиции оно четыре года не эксплуатировалось, обветшало и требует капитального ремонта. До проведения ремонтно-восстановительных работ нахождение в помещениях людей представляет опасность для их здоровья (5 и 6 этажи местами поражены грибком).
Кроме того, скопления мигрантов в центре города отрицательно воспринимается местными жителями: в непосредственной близости со зданием УВМ расположены три довузовских учебных заведения и храм РПЦ с излюбленной зоной отдыха горожан – Покровским парком.
Согласно данным УВМ, в 2018 году в Приморский край въехало с различными целями более 687 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранных граждан). Это на 57 тысяч человек больше, чем в 2017 году (+9%). Тенденция увеличения потока внешней миграции сохраняется уже на протяжении десятка лет.
Таким образом, Владивостоку – столице Дальнего Востока, и Приморскому краю, как региону с повышенной миграционной подвижностью, для качественной работы с иностранцами крайне необходим Миграционный центр. Организация и создание инфраструктуры для эффективной работы с иностранцами, в том числе и на основе государственно-частного / муниципально-частного партнерства, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Одной из целей создания такой социально значимой организации является разделение потоков мигрантов и россиян, обращающихся за той или иной государственной услугой в УВМ. Также созданию более комфортной среды для проживания в дальневосточной столице и посещения ее гостями, могло бы способствовать размещение Миграционного центра за пределами центральной части города, с филиалами в городах Артем, Уссурийск и Находка.
В условиях отсутствия у приморской полиции подготовленных, отвечающих требованиям соответствующих регламентов, помещений для массового качественного приема иностранных граждан и оказания им комплексных услуг, появление в Приморском крае уполномоченной организации позволит УВМ высвободить дополнительные силы и средства, крайне необходимые для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции.
9) Значительное количество нелегальных мигрантов, проживающих в Приморье, работающих вне правового поля российских законов и создающих угрозу национальной безопасности, возможно существенно сократить путем проведения локальной миграционной амнистии.
Нелегальные мигранты в современной России - это иностранные граждане, в основном, государств-участников СНГ, законно въехавшие в нашу страну, однако впоследствии нарушившие срок законного пребывания и не покинувшие в установленные сроки территорию Российской Федерации.
Перейдя в разряд нелегалов, иностранцы минимизируют контакты с представителями власти, осуществляют незаконную трудовую деятельность, образуют замкнутые сообщества, внутри которых царят криминальные порядки, нередко становятся на путь совершения преступлений.
Особую группу риска составляет молодежь, как правило, почти не владеющая русским языком и не готовая гармонично вписаться в социально-культурное пространство современного российского общества. Данная категория иностранных граждан, находясь за рамками правового поля, лишается легитимной защиты в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве. Именно такие мигранты рискуют стать жертвами современной работорговли и объектами заинтересованности вербовщиков экстремистских и террористических организаций».
- Какое сегодня количество нелегальных мигрантов проживает в Приморье?
«Сегодня в Приморском крае нелегально проживает и неофициально работает, по разным оценкам, от 40 тыс. до 60 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Незаконная миграция, питающая рабочей силой «теневую экономику», является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны большей части коренного населения.
По оценке экспертного сообщества, ежегодный оборот в сфере нелегальной трудовой миграции составляет порядка 30 млрд. долларов, часть этих денег - заработки мигрантов, часть - коррупционные доходы работодателей и работников контролирующих органов, часть - уходит в криминальные структуры, как местные, так и транснациональные. Недопоступление налогов в российский бюджет от нелегальной занятости трудовых мигрантов в 6 раз превышает доходы от их легального использования.
Применение бизнесом дешевой и бесправной рабочей силы приводит к консервации низкого уровня оплаты и производительности труда, нечестной конкуренции на рынке труда, тормозит модернизацию экономики. Все это ухудшает перспективы занятости российских граждан в отдельных отраслях экономики, способствует вовлечению мигрантов в криминальные структуры, приводит к росту межнациональной напряженности.
Невозможность реализовать незаконными трудовыми мигрантами свое легальное пребывание и работу неизбежно приводит к их массовой маргинализации, к формированию негативного отношения к России и россиянам.
При этом экспертный анализ работы ФМС – МВД показывает, что главными факторами образования нелегальной миграции являются не правовой нигилизм иностранцев и не отсутствие у них желания платить налоги в России, а во многом – несовершенное российское миграционное законодательство и отсутствие благоприятных условий (инфраструктуры) для качественного приема и информационного обеспечения иностранных граждан.
В свою очередь пробелы в законодательстве и халатное отношение к службе отдельных представителей власти используют себе во благо т.н. «серые» посредники. Сегодня множество адвокатских «лавочек» предлагают в Интернете и в бойких городских местах (во Владивостоке – надземный переход на пл. Луговая) помощь в снятии запрета на въезд или отмене решения суда о выдворении, а также в получении разрешительных документов, регистрации по месту пребывания. В итоге, часто мигрант уже потом узнаёт, что документы, которые ему передали, - фальшивка. Он же ещё будет привлечен к ответственности за подделку документов или за свою фиктивную регистрацию.
За малейшую административную провинность трудового мигранта сегодня могут выдворить из России и надолго закрыть ему въезд. В списках «невъездных» уже более полутора миллионов иностранцев, в основном выходцев из республик бывшего СССР. «Суровость российских законов приводит к росту числа нелегалов» - утверждают правозащитники и для стабилизации ситуации призывают «амнистировать» мигрантов, совершивших незначительные правонарушения.
В августе 2014 года, проведенный Левада-Центром опрос показал, что большинство россиян (76 %) выступают за ограничение притока мигрантов в страну. С этим нельзя не считаться. Однако реальность также показывает, что подавляющее большинство наших соотечественников-нелегалов за годы своего незаконного проживания в нашей стране уже фактически ассимилировались в российское общество. Владея русским языком еще со времен СССР, зная нашу культуру, многие из них создали собственные семьи, растят детей.
На поиск и депортацию нелегалов государство ежегодно тратит огромные суммы бюджетных средств. При этом масштаб незаконной миграции достиг таких размеров, что денег, выделяемых Управлению ФССП России по Приморскому краю на мероприятия по депортации мигрантов, хватает лишь на полгода. Как следствие – переполнение Центра временного содержания иностранных граждан УМВД (далее – ЦВСИГ), чреватое, в свою очередь, массовыми волнениями и побегами. Одновременно юристы забрасывают постоянно сокращаемый государственный аппарат прошениями о снятии запрета с иностранца на въезд в РФ, ссылаясь на международные акты о сохранении семьи, и судебные инстанции, как правило, удовлетворяют их.
При этих обстоятельствах, в целях значительной экономии государственных средств, выделяемых на правоохранительную деятельность, увеличения доходной части бюджетов всех уровней, создания условий для накопления человеческого капитала в регионе и, как следствие, успешной реализации задач Концепции государственной миграционной политики и социально-экономического развития Дальнего Востока, экспертное сообщество полагает крайне необходимым проведение адресной (для определенной категории «нелегалов») локальной (в конкретном регионе) миграционной амнистии».
- Существуют ли примеры миграционной амнистии за рубежом?
«Институт миграционной амнистии существует во многих странах. В США она проводится практически каждые 8 лет и служит одним из инструментов увеличения численности населения. Неоднократно этот вопрос поднимался и у нас в стране. Теперь же, когда направление работы с мигрантами со всеми нерешенными проблемами перешло от ФМС к МВД с 30% сокращением штата сотрудников, а демографическая ситуация в регионе все более ухудшается, к вопросу миграционной амнистии необходимо вернуться, используя адресный подход.
Так, в ходе локальной миграционной амнистией предлагается легализовать иностранных граждан, законно въехавших в Россию, нарушивших сроки пребывания и на протяжении длительного времени, без существенных нарушений, проживающих на территории Дальнего Востока.
Такого рода нарушителям нужно предоставить возможность, как вновь прибывшим, подготовить и подать в подразделения Управления по вопросам миграции УМВД пакет документов в объеме, предусмотренном для вынесения решения о выдаче (отказе в выдаче) патента на работу в РФ. Впоследствии эта категория иностранных граждан может получить возможность подать документы на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников из-за рубежа (далее – Госпрограмма переселения), как вновь прибывшие, а впоследствии, и получить гражданство РФ.
Миграционная амнистия направлена на достижение конкретных целей экономического, демографического и гуманитарного характера в регионе. Ориентируясь на указанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным национальный приоритет развития страны в XXI веке – на Дальнем Востоке, при разработке «дорожной карты» АЛМА необходимо учитывать причины, в основном приведшие к образованию масштабной нелегальной миграции в регионе.
Без комплексной межведомственной работы над устранением вышеуказанных причин, важнейшее федеральное мероприятие будет иметь временный положительный эффект для экономики региона и при этом не будет отвечать целям борьбы с незаконной миграцией и ее последствиями.
В результате проведения миграционной амнистии в Приморском крае, через 2 – 3 года эксперты ожидают прирост численности населения региона количеством около 20 тыс. человек.
Спасибо за внимание! Еще вопросы?»
- Очень часто между мигрантами и горожанами возникают конфликты. Особенно в общественном транспорте. Как решать такие проблемы?
«Что касается водителей, есть такая форма у субъектов РФ: запретить мигрантам заниматься конкретными видами деятельности, например, работать на общественном транспорте. На Сахалине Олег Николаевич Кожемяко, когда был там губернатором, использовал этот рычаг. Были исключены для выдачи патентов некоторые сферы деятельности. Видимо, это ожидает и Приморье в ближайшее время. Вы знаете, что сейчас ведутся исследования, смотрят, кто и на чем возит людей. Это все будет меняться в ближайшее время. Владивосток – столица Дальнего Востока, и вопросы управления миграцией должны быть на первом месте».
- Молодое население сегодня старается эмигрировать за рубеж, что вы об этом думаете?
«Есть такая тенденция, хотя она несколько снизилась. В основном, уезжают в центральные районы. Возможно, это происходит под действием информации, люди понимают, что за рубежом жизнь не такая сладкая и проблемы тоже есть».
- Какими должны быть условия, при которых человек приедет жить на Дальний Восток?
«Первая причина, как уже говорилось, – жилье. 65% людей, которые готов переехать в Россию из-за рубежа, говорят, что главная проблема это дороговзна жилья. Возникает вопрос, как удержать здесь людей, которые, продав квартиру во Владивостоке, могу уехать жить в Москву или Петербург? Как заставить человека продать квартиру в Москве и приехать жить на Дальний Восток? Если решить этот вопрос, снизить цену, строить качественное недорогое жилье, это привлечет людей. Следующий вопрос – инфраструктура города. Необходимо создавать условия. Конечно, город очень стесненный, но в ближайшем будущем здесь будет много лучше, органы власти должны будут переформатировать портовый город в столицу Дальнего Востока. И через четыре года город уже будет не узнать!»
Студенты поблагодарили Владислава Григорьевича Звычайного за беседу. Гость, в свою очередь, выразил удовлетворение живым диалогом с аудиторией и пожелал студентам успехов в учебе.