Несмотря на рост напряженности в мировой политике и незатухающий финансовый кризис, туризм остается сферой, которая чувствует себя не только комфортно в сложившихся условиях, но и, благодаря государственной поддержке, активно развивается. Директор Института туризма и экологии ВГУЭС Галина Гомилевская рассказала об актуальных проектах, в которых участвуют студенты направления «Туризм», и международном сотрудничестве.
– Мировой кризис, финансовые трудности и в то же время – развитие туризма. Чем это можно объяснить?
– Активное развитие туризма в мире началось в ХХ веке и неуклонно продолжается. Современному человеку, живущему в сложном стрессовом состоянии, необходимо восстанавливаться. И одним из основных инструментов восстановления является туризм. Чтобы ни происходило, человек не перестанет путешествовать, наполняя свою жизнь новыми впечатлениями. Можно путешествовать по своему городу, региону, стране и миру. И здесь, с точки зрения туризма, как экономического явления, появляется широкая палитра деятельности по обслуживанию туристов. А теперь ответ на вопрос: финансовый кризис на туризм влияет неоднозначно. Но при правильном государственном и экономическом регуляторе это всегда в пользу туризма. Например, для территории, которая обладает туристскими ресурсами, снижение национальной валюты всегда дает рост въездного туризма. И, соответственно, наоборот, если национальная валюта укрепляется, то местному населению выгодно отдыхать за рубежом. Туризм лишь приспосабливается к меняющимся условиям. К тому же, сфера туризма в настоящее время активно поддерживается государством, появляются новые туристские объекты, а это значит, что и новые рабочие места. Поэтому направления подготовки нашего Института становятся все более востребованными.
– По каким направлениям реализуется подготовка?
– Две программы: «Туризм» и «Организация туристских и гостиничных комплексов», которая, в принципе, заменяет направление «Гостиничное дело», при этом студент получает возможности более широкого ознакомления с другими сферами туристической деятельности и более глубокого погружения в сферу гостеприимства. На эту программу подали уже более трехсот заявлений, и со стороны рынка это направление также получает очень высокую оценку. Внутри самих программ есть очень интересные дисциплины, которые, во-первых, отражают современные тенденции развития туристического рынка, а во-вторых, отражают тренды, которые артикулирует государство.
– Можете привести примеры?
– Сейчас мы большое внимание уделяем цифровым технологиям в туризме. Это системы бронирования, автоматизация предприятий туризма и гостеприимства, использование GIS-технологий, управленческих программных продуктов по разработке маркетинговых и бизнес-планов. Мы являемся официальным представителем компании автоматизированных систем бронирования «Сирена Трэвел» и их ведущим партнером по подготовке кадров в области авиационного и туристического бизнеса, у нас установлено программное обеспечение по управлению отелем, так как ни один отель сегодня без этого не работает.
– Как сформирован профессорско-преподавательский состав?
– Мы учитываем баланс между академическими преподавателями, докторами и кандидатами наук, и практиками, причем у нас их самый высокий процент по вузу. У нас преподают заместитель директора департамента туризма по Приморскому краю, председатель общественно-экспертного совета по развитию туризма в Приморском крае, заместитель директора Музея им. В.К.Арсеньева, директор туристической компании «ВГУЭС-Трэвел», которая является главным экспертом по компетенции «Туризм» в «Ворлдскиллс». Мы единственная кафедра, как минимум, на Дальнем Востоке, а, скорее всего, и в России, которая внутри своей структуры имеет малое инновационное предприятие – туристическую компанию, которая реально широкомасштабно занимается туристическим бизнесом, одновременно привлекая студентов для прохождения практики. И это дает свои результаты: наши студенты - лучшие на Дальнем Востоке и пятые по России в финале Национального конкурса «Ворлдскиллс» по компетенции «Туризм».
– Институт носит статус «международного». Поясните, пожалуйста, как реализуется международное сотрудничество?
– Международная программа Alpine Сenter реализуется совместно со швейцарской бизнес-школой. Обучение проводится на английском языке, имеет поступательную модульную систему, по окончании выпускник получает диплом швейцарского образца. Таким образом студенты совмещают образование на российских и международных программах. Недавно программа «Туризм» прошла международную аккредитацию.
– Какими преимуществами обладают выпускники Института?
– Безусловно, основным преимуществом в туризме является профессиональный уровень. Наши выпускники владеют несколькими иностранными языками, у них четко сформированы softskills-компетенции, связанные с клиентоориентированностью, стрессоустойчивостью, целеполаганием – целедостижением, и, как результат – очень хорошие перспективы для карьерного роста как внутри крупных компаний, так и с точки зрения расширения компетенций в различных сегментах туристской сферы. Только в Приморском крае насчитывается около трехсот туристических компаний, 1200 коллективных средств размещения без учета центров отдыха для детей, во Владивостоке более шестисот предприятий общественного питания, активно развиваются культурный и спортивно-оздоровительный секторы, созданы парковые центры отдыха: Штыковские пруды, Изумрудная долина – и наши выпускники везде работают. Система государственного регулирования в туризме также вполне зрелая. Наши выпускники занимают ведущие позиции в органах государственной власти в сфере регионального и муниципального госрегулирования. И, конечно, трудоустройство в таких престижных центрах туризма, как Интегрированная развлекательная зона «Приморье» (ИРЗ) и сетевые отели класса 5*, получает новое развитие с введением в 2020 году второй очереди ИРЗ и запуска отелей «Хаятт». Уже сейчас начинается работа по формированию команды, которая будет их обслуживать, а мы начинаем работать над соответствующей образовательной программой для студентов, составленной с учетом требований бренда. То есть, для нашего Института это нормальная практика, что выпускники выходят трудоустроенными профессионалами.