Сетчатая урна с погнутыми жестяными банками из-под газированной воды, которые при ближайшем рассмотрении оказываются керамическими, сасими с овощами и красной икрой и омары в натуральную величину – такие же «натуральные», изысканная керамическая курильница клуазоне для ароматических веществ – репрезентация разнесенных во времени артефактов в одной экспозиции вполне в духе позднего поп-арта, но со считываемым восточным акцентом. Куратор выставки «Филигранное мастерство Японии», открывшейся вчера в Музее ВГУЭС, профессор университета Мэйдзи, г-н Юдзи Ямасита поставил амбициозную задачу – объединить в одном пространстве изысканные предметы ремесел Японии середины позапрошлого века (эпоха Мэйдзи) и образцы провокативного современного искусства. В итоге получился вполне очевидный срез текущего состояния японской культуры с технологичной отточенностью формы и символической концептуальностью содержания.
– Выставка так называется, потому что представленные работы произведены в очень разных техниках, но искусно и тщательно, с вниманием к мельчайшим деталям, – подчеркнул Генеральный консул Японии во Владивостоке, г-н Коитиро Накамура . – Здесь вы можете увидеть уникальное сочетание современных высоких технологий и традиций ремесленного ручного труда.
Отсутствие очевидного разделения на ремесло и искусство – еще один аспект японского взгляда на мир, подразумевающего видение прекрасного в повседневном и эстетического в бытовом. Один из лидеров такого подхода, японский художник, снискавший мировую славу, Такаси Мураками первым вывел субкультуру анимэ и манга из андеграунда, указав на бессмысленность градаций «массового» и «элитарного». Представленные на выставке работы художников Сатоси Араки, Рюсукэ Фукахори, Ёсихиро Суда и Кимиё Мисима также воплощают предельное выражение реализма и любование существующим порядком вещей.
– Кимиё Мисима – очень известный художник современного искусства Японии, славится художественными размышлениями на тему быстротекущего информационного потока, когда всё быстро становится ненужным мусором: газеты, журналы, банки – и всё это она воплощает в керамике, – прокомментировала одну из знаковых работ выставки «Урна 78» директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС Надежда Сухарева.
– Мы выражаем огромную благодарность Японскому фонду, который подготовил выставку «Филигранное мастерство Японии», и Генеральному консульству Японии во Владивостоке за возможность познакомиться с лучшими образцами актуального и традиционного японского искусства, – отметила в приветственном слове начальник отдела международной академической мобильности ВГУЭС Юлия Кравченко. – Высокий уровень представленных работ уже оценили в Германии, Испании, европейской части России, городах Дальневосточного федерального округа, мы с гордостью принимаем эстетическую эстафету и надеемся, что и жителям Владивостока придутся по душе представленные шедевры.