Выставка «Новая графика» объединила работы как молодых авторов: Светланы Фирюлиной, Николая Лоншакова, Василия и Евгении Галактионовых, так и корифеев этого вида искусства: Лидии Козьминой, Александра Арсененко, Олега Подскочина. Хотя номинально определение «новый» в названии указывает на пришедшее на смену молодое поколение художников, концептуально - отсылает к движению в культуре и искусстве «новая искренность», отказавшееся от постмодернистских иронии и цинизма и декларирующее забытый лирико-исповедальный дискурс. Но, как можно увидеть в представленных работах, молодым художникам удается аккуратно балансировать между двумя стилистическими крайностями.
Например, в серии работ «Октябрьская» Николая Лоншакова эпизоды из реальной жизни морского города-порта, прописанные несколькими линиями, приобретают выразительность знака-иероглифа, но также и свойственные иероглифу многозначительность и абсурдность.
Работы Светланы Фирюлиной, ценные, скорее, не темой высказывания, а способом репрезентации , убеждают, что повседневность, запечатленная с филигранной точностью, вполне может стать эстетическим переживанием и открыть красоту бытового.
Мастерство Лидии Козьминой также расширяет спектр воспринимаемой человеком реальности. Мы видим мир, проявленный до мельчайших деталей, как его видела Алиса, уменьшившаяся до размеров наперстка в Стране Чудес, и Гулливер, попавший к бробдингнегам. Серия миниатюр, посвященных символу нового года — Крысе, наполнена прямыми литературными аллюзиями и отсылает к сонму персонажей немецкой литературы, во главе с гофмановским «щелкунчиком».
Триптих Олега Подскочина «Негоже лилиям прясть» является скорее иллюстрацией не самого романа Мориса Дрюона из серии «Проклятые короли», а сновидений, навеянных чтением этой книги: тронные залы, переходящие в тюремные подземелья, короли, готовящиеся к казни, монахи, одержимые бесами, и вся атрибутика мрачного и мистического Средневековья.
— «Новая графика» — это первый выставочный проект 2020 года, — отметила директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС Надежда Сухарева. — И, судя по яркому началу, нас действительно ожидают ревущие 20-е: знакомство зрителя с современной дальневосточной графикой во ВГУЭС продолжится в ноябре в рамках выставки «Приморская графика».
Куратор выставки, искусствовед, почетный член Российской академии художеств Ольга Зотова подчеркнула:
— Здесь представлены работы избранных молодых и уже состоявшихся авторов — тех, кто специально для выставки создал новые работы. Эклектика экспозиции обусловлена тем, что хочется показать максимальное разнообразие графики, которая богаче, чем живопись, так как дает безграничные возможности для реализации фантазии автора.
Взявший слово участник выставки, художник Александр Арсененко отметил, что художник мыслит образами, поэтому творчество для него — способ восприятия и оценки реальности:
— Художник никогда не делает работы специально для выставки, он просто живет своей жизнью. А жизнь художника состоит в том, что он постоянно что-то изображает, осмысляя происходящее с карандашом в руках, перед листом бумаги.
Оценить, как меняется восприятие владивостокской реальности в оптике художников нескольких поколений, можно будет в Музее ВГУЭС до 8-го февраля.