В связи с появлением в начале этого года информации о новой коронавирусной инфекции и ее масштабном распространении по всему миру в обществе резко увеличился уровень тревожности. Большой объем новой информации, зачастую субъективной и не всегда проверенной, драматически засоренной, поступает из всех возможных источников.
Александр Самойличенко, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС комментирует, как в сложившихся условиях не потерять себя и рассказывает о новых возможностях и потенциалах, которые можно получить в кризисное время:
– Ситуация, с которой мы сегодня столкнулись, – тотальная неопределённость. Мы не знаем, как развернётся ситуация завтра и потому действуем привычным каждому из нас способом: перфекционисты – запасаются продуктами; параноики – параноят; тревожные – тревожатся. Но в том, что происходит нет ничего необычного. Интересно другое – в данной ситуации стало очевидным – мы вынуждены развиваться и делать это быстро.
Многие годы все образовательные практики говорят в один голос о необходимости формировать не только и не столько профессиональные компетенции, но и компетенции личностные. Самый ценный ресурс профессионала – его личность. Самая востребованная на данный момент компетенция – способность не только сохранять, но и увеличивать продуктивность в ситуации неопределённости.
Ученными из разных стран достоверно обнаружено, что легче переносят ситуацию неопределённости высоко креативные люди. По той простой причине, что они не приспосабливаются к реальности, а меняют её по своему соображению и предпочтению. Как пел солист группы «Машина времени» Андрей Макаревич: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир…», и я бы здесь даже добавил: «Строй его под себя».
Кроме того, ещё одна компетенция, которую сейчас можно проверить на прочность – способность к самоорганизации, и как следствие – целенаправленной активности. В психологической терминологии в самом широком смысле это называется метакогнитивными навыками. За ними будущее востребованных профессионалов.
Развиваться или засунуть голову в песок, как страус – выбор персональный.
Именно эти навыки одновременно являются и условием, и результатом дистанционного обучения, на которое мы сейчас перешли. Я, например, седьмой год реализую курс «Методика преподавания психологии» в дистанционном режиме, и ежегодно курс приходиться дорабатывать и обновлять. Сейчас есть хорошая возможность создать новые дисциплины в дистанционном формате. Мои коллеги преподают дисциплины «Психология» и «Социальная психология» для всех направлений подготовки также в дистанционном режиме. В этом контексте интенсивное развитие происходит с двух сторон – преподаватели активно осваивают новые технологии, а студенты мобилизуют ресурсы для самоорганизации. Активно происходит взаимообучение. Очевидно одно, и студенты, и преподаватели, и административный персонал станут не только профессиональней, но и вырастут личностно, в процессе данного обучения. Смелый и активный ответ на вызовы настоящей ситуации – залог и способ саморазвития.