ВГУЭС продолжает проект «Мы помним! Мы гордимся!», приуроченный к празднованию 75-летия победы советского народа в Великой Отечественной Войне и 75-летию со дня окончания Второй мировой войны.
В рамках проекта мы создаём электронную книгу памяти - альбом, где будут собраны истории, которыми вы захотите с нами поделиться. Присылайте их на нашу почту: press@vvsu.ru. Вплоть до 3 сентября мы будем принимать и публиковать рассказы о ваших родных, близких или знакомых, живших или родившихся во времена войны.
Сегодня историей своей бабушки - Гаевской Натальи Андреевны – поделилась ректор ВГУЭС, д.э.н., профессор Татьяна Терентьева:
- Моя бабушка родилась в 1913 году в семье крестьянина-бедняка. В 1914 году вся семья выехала в Северную Маньчжурию, где мой прадед работал на торговом дворе весовщиком. В 1930 году бабушка окончила среднюю школу и одновременно Советское коммерческое училище в г. Харбине на «отлично» и получила профессию бухгалтера.
В январе 1931 года Наталья Андреевна решила уехать в Россию, на прежнее место жительства, в г. Воронеж. На станции Ворошилов-Уссурийский (сегодня г. Уссурийск) у нее украли вещи и документы, она отстала от поезда. Всю в слезах, на железнодорожном полотне её нашел путеобходчик и привел в свою семью переночевать. Вот так она оказалась на Дальнем Востоке. Поступила в ОРС на работу бухгалтером и работала там вплоть до июля 1938 года.
Летом 1938 года в НКВД поступил донос, где было сказано, что Гаевская Наталья Андреевна является китайской шпионкой. В 1939 году на основании директивы НКВД, всю ее семью (бабушку, дедушку, мою маму (ей было 4 года) и мою тетю (ей был 1 год), по решению Ворошиловского ИК репрессировали по политическим мотивам. Их выслали из Приморского края.
У бабушки аннулировали паспорт, у деда – военный билет. В 1941 году он смог вернуться в Уссурийск (в то время Ворошилов), чтобы закончить учебу в Железнодорожном училище.
В 1941 году грянула война.
В 1942 году Воронеж был оккупирован немцами. 10 августа 1942 года бабушка подвергалась допросу Гестапо. 28 августа бабушку, мою маму с маленькой сестрой насильно вывезли в рабочий лагерь фабрики Круппа в г. Эссен (Германия).
Ни моя бабушка, ни моя мама никогда не говорили об этом. Но моя тетя (ей тогда было 4 года) помнит один момент: «Ночь, много людей идут строем, под охраной вдоль дороги. Вдруг - налет самолетов: летят снаряды, люди разбегаются в разные стороны. Мы оказываемся в водосточной трубе, проходящей через дорогу». Это самое первое воспоминание из ее детства сопровождается невыносимым запахом канализационной трубы, который она помнит до сих пор.
Лагерь Фёрде. Там они находились в качестве узников. Содержались за колючей проволокой, под охраной немецких солдат, жили в бараках. Бабушка работала чернорабочей на фабрике. Дети весь день находились в яслях. Моя тетя помнит коробки из-под масла, в которых вывозили трупы детей и взрослых, очередь за чашкой баланды, помнит, как на детей спускали собак, когда они убегали за колючую проволоку.
В 1943 году близость фронта заставила немцев зашевелится, и часть лагеря стали перевозить в Чехословакию. Осенью туда перевезли бабушку с дочерьми. В рабочем лагере она мыла бараки военнопленных.
«8 мая 1945 года войсками Красной Армии мы были освобождены от немецкого плена. Здесь мы проходили соответствующую проверку, за время которой я работала писарем в Военной комендатуре», - пишет Наталья Андреевна в анкете 15 апреля 1946 года.
25 августа 1945 года организованным эшелоном в грузовом вагоне бабушку с девочками отправили в СССР. И начались: проверочно-фильтрационные пункты, допросы в НКВД, контроль, проверки.
В мае 1946 года семья вернулась в Уссурийск.
Реабилитировали моих родных в феврале 1997 года.
Вот такая непростая жизнь была у бабушки, но, несмотря ни на что, моя бабушка сохранила и вырастила своих детей, воспитала в любви нас, четверых внуков.