Научный сотрудник лаборатории Педагогики и психологии профессионального развития личности, ассистент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Варвара Малахова в течение шести месяцев выполняла и успешно реализовала грант РФФИ на тему «Механизмы самораскрытия способностей подростков как фактор академической успешности» совместно с лабораторией психофизиологии и дифференциальной психологии ПИ РАО.
— До сих пор не ясно, почему кто-то с ранних лет знает свое предназначение и идет к цели, а другие остаются в профессиональном поиске всю свою жизнь, — отмечает Варвара Малахова. — В школе распространена стратегия выбора дальнейшей специализации на основе более интересных и успешных для школьника предметах. Но высокие результаты успеваемости по тем или иным предметам не являются достаточными для дальнейшего профессионального определения. Наш проект направлен на изучение механизмов самораскрытия способностей, а также на изучение взаимосвязи самораскрытия способностей с академической успешностью старших подростков, что определяет новый и более глубокий подход к самопринятию и профессиональному самоопределению.
Говоря о цели исследования, Варвара Малахова ссылается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, в рамках которой основой самораскрытия способностей назначается внутренний диалог подростка:
— Психофизиологические и когнитивные механизмы самораскрытия могут проявляться как предсказание собственных результатов, поэтому наша задача — раскрыть роль внутреннего диалога, рефлексивных процессов, экзистенциальной исполненности и выраженности экзистенциальных мотиваций, а также определить связь самораскрытия и академической успешности. Самораскрытие способностей имеет большое значение в личностном развитии подростка, в его жизненном и профессиональном самоопределении, а также оказывает неоценимое влияние на внутренне субъективно проживаемое качество жизни.
С отчетом о проделанной в ходе исследования работе Варвара Малахова выступила на заседании лаборатории психофизиологии и дифференциальной психологии ПИ РАО. Сотрудники лаборатории: заведующий лабораторией, доктор психологических наук, Мухамед Кабардов, главный научный сотрудник, доктор психологических наук, Алексей Осницкий, ведущий научный сотрудник, доктор психологических наук, Николай Аминов, ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук, Ирина Осадчева, старший научный сотрудник, кандидат психологических наук, Софья Тарасова и старший научный сотрудник кандидат психологических наук, Асиет Беданокова — поддержали результаты и предложили свои рекомендации для завершения диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности «Педагогическая психология».
— Варвара Малахова, в свои 27 лет, реализовала уже два научных проекта РФФИ и два социальных проекта: фонда «Росмолодежь» и Фонда Президентских грантов, — отмечает научный руководитель Варвары, профессор кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, доктор педагогических наук, Валентина Чернявская. — На кафедре философии и юридической психологии ВГУЭС на данный момент работают несколько выдающихся молодых исследователей-психологов: Владимир Шибаев, который в свои 27 лет уже провел диссертационное исследование по редкой теме, связанной с макропсихологией, на базе Института Психологии Российской академии наук. Ассистент кафедры Татьяна Сидорова в 23 года победила в сложном конкурсе и является стипендиатом Фонда Потанина.
Справка
Психологический институт Российской академии образования был первым в России и третьим в мире научно-исследовательским психологическим учреждением. Институт был создан профессором Московского университета Георгием Ивановичем Челпановым. Институт начал свою работу в сентябре 1912 г. В настоящее время научную деятельность лаборатории отличает органическое сочетание фундаментальных и прикладных исследовательских задач.