Член экспертного совета Правительства России, член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», главный эксперт НИУ ВШЭ Петр Щедровицкий впервые выступил с онлайн-лекцией во ВГУЭС. Лекция главного современного философа и методолога страны проходила в рамках программы «Управление изменениями в системе профессиональной подготовки для экономики регионов» Московской школой управления СКОЛКОВО, которая реализуется на площадке ВГУЭС.
Хотя программа предусматривает экспертные выступления многих ключевых персон в области проектирования моделей современного образования: в ближайшие дни выступят профессор Московской школы управления Сколково Павел Лукша и генеральный директор Worldskills Россия Роберт Уразов, но именно лекция Петра Щедровицкого проходила по категории «опорной».
— Эта лекция подлежит отдельному разбору, те контексты, которые будет описывать Петр Георгиевич, являются наиболее важными и значимыми, — подчеркнул руководитель проектной работы Московской школы управления СКОЛКОВО Даниил Добрынченко, представляя спикера.
Что происходит в области промышленной революции, какова логика этого процесса и как в связи с этими изменениями трансформируются требования к человеческим компетенциям и качеству человеческого капитала — ключевые вопросы, которые затронул лектор. Так как с 2017 года Петр Щедровицкий является советником генерального директора «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», то в своей лекции он остановился и на развитии и перспективах этого движения:
— Из каждых пяти сотрудников двое не обладают необходимой квалификацией для занятия своего рабочего места: они либо недоквалифицированы, либо переквалифицированы. Такая ситуация приводит к рассогласованию рынка труда и потерям более 10 процентов мирового валового продукта. Эксперты предсказывают только увеличение этого разрыва, так как меняются и сами рабочие места.
Как рассказал спикер, изменения структуры занятости сопровождают все промышленные революции, так как каждая промышленная революция требует изменений социально-профессиональной структуры. Четвертая промышленная революция, которую мы сегодня переживаем, проявляется в том числе в автоматизации рабочих мест, роботизации и цифровизации: значительная часть профессий уходит в прошлое, но появляются новые, которые требуют не автоматических действий, а осмысления и анализа, и задача современных образовательных институций — подготовить кадры под запрос новой реальности.
— Петр Георгиевич в своей лекции обозначил глобальный вызов современности — готовить профессионалов под еще не сформированный запрос рынка, — прокомментировал участник образовательной программы, директор Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС Дмитрий Кузнецов. — И одна из задач нашей программы — создать такую рабочую модель среднего профессионального образования.