Сергей Мостовой — выпускник ВГУЭС 2003 года, дизайнер, член Союза дизайнеров России, кандидат исторических наук, практикующий средовой и графический дизайнер, проводит научно-исследовательскую работу в области истории и теории средового дизайна Японии. Автор монографии «Ландшафтное искусство Японии: истоки, традиции, современность» (Дальнаука, 2010). Проводил научные исследования в аспирантуре Университета искусств Тама под руководством профессора Масуно Сюммё (Токио, Япония). Работал приглашенным исследователем в Киотском университете (Япония), постоянным автором и корреспондентом в профессиональных изданиях по архитектуре и градостроительству «URBAN MAGAZINE» и «URBAN NEWS» (Москва), соавтор концепции по развитию г. Владивостока, разработанной в научной лаборатории «Городского и ландшафтного дизайна» при ДВФУ (Владивосток).
— Быть дизайнером среды — фактически означает менять пространство через форму. Вы к этому пришли интуитивно в процессе учебы и работы или с детства чувствовали к этому стремление, потребность?
— С дизайном я впервые познакомился за год до поступления в университет, хотя раньше не представлял, что существует такая сфера деятельности. В детстве я увлекался рисованием, меня даже приняли в детскую школу искусств на год раньше, чем положено. Художественное образование дало импульс развитию пространственного мышления, за что я очень благодарен моим учителям Шишову В.Н. и Шишовой О.И. Но все-таки основной потенциал был реализован в процессе обучения в университете, дальнейшей практической и научной деятельности. Дизайнер непрерывно находится в творческом поиске, совершенствует свое мастерство и на уровне интуиции начинает понимать, как можно повысить качество среды.
— Кем себя видели по окончании учебы? Насколько ожидания реализовались?
— После окончания учебы мне казалось, что мы, молодые дизайнеры, утонем в работе. Дизайн требовался везде и всюду. Рынок очень динамично развивался. Из-за дефицита профессиональных дизайнеров этим ремеслом занимались даже те, кто не понимал, что это такое. Я это прекрасно осознавал и ставил перед собой задачу после выпуска работать только по профессии, совершенствуясь как дизайнер.
— В вашем случае фактор успеха — характер, талант или везение?
— Все вместе. Можно иметь талант, но без везения и упорства не реализовать его. Есть древняя китайская легенда о «Вратах дракона», где карп, преодолевший сильное течение реки и поток водопада Лунмэнь, превращался в дракона. Эта легенда обрела большую популярность в дзэн-буддизме, где «врата дракона» воспринимались как некое препятствие, которое адепт должен преодолеть на пути к просветлению. Хоть я и не дзэн-буддист, для меня это значит, что любая на первый взгляд неосуществимая цель может быть достигнута упорством и старанием.
— Кто из великих дизайнеров вдохновлял-вдохновляет? Чей стиль вам максимально близок?
— Из графиков не могу кого-то конкретно выделить. Из скульпторов это Исаму Ногучи, отдельные работы которого я освещал в своих публикациях, одна из его скульптур «Floor Frame» (1962) включена в художественную коллекцию Белого дома США. Из ландшафтных архитекторов - выдающийся мастер садов, настоятель дзэн-буддийского монастыря Кэнкодзи, профессор Масуно Сюммё. То, как он видит пространство и чувствует пластику камня, остается для меня загадкой и вызывает восхищение. Профессор Масуно был моим научным руководителем в аспирантуре Университета искусств Тама (Токио). Мы часто беседовали о дизайне, о том, к чему должен стремиться архитектор и дизайнер в своих проектах, а также чем японский проектный подход отличается от европейского. В мае 2014 г. я опубликовал подробное интервью с профессором Масуно в журнале URBAN MAGAZINE №2 (2014), а в ноябре того же года он впервые посетил Россию (г. Хабаровск), для того чтобы познакомить наших граждан с миром японских садов и дзэнской культурой. Впереди у нас предстоит совместная работа над российским изданием книги о творчестве мастера. Надеюсь, что когда-нибудь он посетит Владивосток.
— Как возник интерес к Японии? Почему научный вектор развития был реализован в этой стране?
— Интерес к Японии возник вместе с проектом сада дружбы Тояма-Владивосток в 2001 году, в реализации которого я принимал участие. Уже через год я поехал в префектуру Тояма на стажировку по садостроительству в Международный колледж ремесла и искусства. Выражаю искренние слова благодарности профессору кафедры дизайна Ольге Георгиевне Обертас за рекомендацию моей кандидатуры. Кроме того, профессор Куго Синдзи, автор нашего сада дружбы, во время летних каникул в колледже пригласил меня пройти практику по созданию садов в его фирме. Так я пришел к выводу, что нужно не только иметь практические навыки, но и обладать глубокими знаниями в области теории и истории японского сада. С этого момента началась моя научно-исследовательская деятельность в области японского средового дизайна, которая продолжается до сих пор. После возвращения из Тоямы я успешно защитил дипломную работу по теме японского сада.
В 2010 году вышла монография «Ландшафтное искусство Японии: истоки, традиции, современность» — первая и пока единственная книга, выпущенная на Дальнем Востоке России по данной теме. Затем я продолжил научную деятельность в аспирантуре средового дизайна Университета искусств Тама (г. Токио), проводил полевые исследования в Киото, а в 2015 году выиграл грант Японского фонда на проведение научных исследований в Киотском университете (г. Киото). По итогу защитил кандидатскую диссертацию. Это был сложный, но интересный путь. Сегодня в фокусе моих научных интересов остаются вопросы зарождения древних форм японского сада и формирования современной японской архитектурно-дизайнерской школы. Кстати, в следующем году 31 августа нашему саду дружбы исполняется 20 лет и, в связи с этим событием, я планирую прочитать лекцию, которая будет посвящена истории его создания.
— Как формировался ваш собственный уникальный почерк?
— Думаю, что он еще формируется.
— Считается, что быть художником — значит иметь особый тип мышления и особый способ восприятия мира. Как это проявляется у Вас?
— Выражаясь словами известного архитектора и художника П.П. Ревякина, сила всякого искусства — в глубине содержания и совершенстве формы. Тоже самое и в дизайне. Хорошо продуманная передовая идея в сочетании с профессиональным мастерством графической визуализации дают проекты высокого уровня. Я стараюсь следовать этому правилу и привносить в дизайн больше интересных идей. Когда-то на меня неизгладимое впечатление произвели оригинальные полотна Моне и Ван Гога, которые я увидел на выставках в Японии. А знакомство с творчеством Леонардо да Винчи на передвижной экспозиции в Токио дало повод задуматься о том, что великие изобретения способны жить вечно и вносить свою лепту в развитие всего человечества. В 2011 году во время просмотра дипломных проектов по специальности «Средовой дизайн» в Университете искусств Тама (Токио) мне особенно запомнилась одна студенческая работа, в которой демонстрировалось особое отношение японцев к природе.
В темном замкнутом помещении была довольно реалистично воссоздана атмосфера ночного леса с помощью искусственных материалов – бумаги, картона, пенопласта, и специальных эффектов – запахов древесины, хруста веток, ощущения лесной почвы под ногами. Мы привыкли к тому, что дизайнер работает над видимой формой, а в этом случае форма абсолютно незрима и воспринимается только с помощью слуха, обоняния и осязания, создавая мысленные образы. На мой взгляд, такие проекты имеют очень важное значение для развития дизайнерского мышления и осознания роли дизайна в современном мире.
— Если бы у вас была возможность единолично менять облик Владивостока, в каком направлении бы работали?
— На мой взгляд, значительно улучшить облик Владивостока и гармонизировать городскую среду позволит реконструкция общественных открытых пространств и модернизация транспортной инфраструктуры. В 2014 году мы вместе с профессором Карлосом Зебаллосом в научной лаборатории «Городского и ландшафтного дизайна» ДВФУ разработали концепцию по развитию прибрежной территории центральной части Владивостока. Основная задача была создать комплекс благоустроенных зон в центре города, объединенных в единую сеть. Профессор Зебаллос неоднократно подчеркивал, что Владивосток имеет достаточно протяженную береговую линию с потрясающими видами, но ее потенциал не использован в полной мере, доступ к берегу ограничен и слабо развита рекреационная инфраструктура вдоль моря. Среди наших предложений было создать центральный парк на участке возле бухты Безымянной и соединить его пешеходными маршрутами со Спортивной набережной и тополиной аллеей. Реализация этой идеи позволила бы создать новый центр коммуникации горожан вблизи моря и придать новый импульс развития городу.
Также концепция предполагала создание пешеходной зоны (plaza) при помощи сооружения мостовых перекрытий над железнодорожными путями в районе площади Фокино. Таким образом можно было расширить пешеходную сеть центральной части города, соединяющую крупные рекреационные зоны вдоль бухты Золотой Рог и Амурского залива. Кроме того, я предложил несколько идей по развитию транспортной инфраструктуры центра Владивостока, среди которых было создание под центральной площадью крупного автобусного терминала вместо Семеновской площади, объединенного в единый пересадочный узел с железнодорожным и морским транспортом. Надеюсь, что с годами Владивосток будет меняться только в лучшую сторону.
—Сейчас вы ощущаете себя полностью реализовавшимся или еще есть нераскрытый потенциал?
— За свою профессиональную деятельность мне удалось поучаствовать во многих интересных проектах, и это не только организация среды, но и разработка корпоративной айдентики для разных брендов и компаний: топливный бренд «Гринэко» первого поколения для НК «Альянс» (ННК), ребрендинг для Владивостокского морского торгового порта и другие. Впереди планы по развитию собственного бизнеса, публикации новых трудов, реализации творческих и образовательных проектов. В прошлом году я вступил в Союз дизайнеров России. Надеюсь, что участие в различных мероприятиях с коллегами будет способствовать моему профессиональному развитию.
— Сейчас, оглядываясь назад, можете ли сказать, что сделали правильный выбор вуза и специальности? Учеба сформировала у вас фундамент для дальнейшего роста?
— Считаю, что выбор вуза и профессии сделал правильно. Конечно, были и другие варианты — стать врачом или судоводителем, но спустя время могу сказать, что решение первым делом посетить ВГУЭС и остаться здесь было верным. У нас была очень интересная учеба, замечательные преподаватели, талантливые однокурсники. Желаю нашему университету дальнейшего процветания!