Сразу несколько знаменательных событий отмечает в этом году Международный институт туризма и гостеприимства ВГУЭС (МИТГ). 25 лет исполняется кафедре туризма, пять лет самому МИТГ и еще одна юбилейная дата на личном счету директора Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС Галины Гомилевской – 35-летие работы в туризме.
Как убедить поднять самолет в воздух в нелетную погоду, как прицепить дополнительный вагон поезда, когда все места раскуплены, почему лучше туризма только туризм, чем МИТГ привлекает абитуриентов, завоёвывает доверие студентов и уважение бизнеса, рассказывает Галина Гомилевская.
– Галина Александровна, я впервые у вас в Институте. Под впечатлением – много света, чистота, порядок, уютная, камерная обстановка, замечательные учебные лаборатории, где всё по-настоящему – от шикарного ресторанного оборудования до современных гостиничных номеров. И всё работает, действует. Это сейчас тренд такой – максимальное погружение в профессиональную среду?
– Мы этот тренд поддерживаем много лет, уже с первых курсов вовлекая студентов в практическую работу. В наших учебных лабораториях есть все необходимое современное оборудование. Подобной инфраструктурой не может похвастать, пожалуй, ни один региональный вуз. Помимо практики в стенах института, наши ребята стажируются в отеле «Аванта», расположенном в кампусе ВГУЭС, и городских гостиницах. Недавно еще одним нашим партнёром стал известный владивостокский отель «Экватор», и сейчас мы с коллегами заключаем договор о проведении практических занятий на их площадке, с участием топ-менеджмента. Студенты будут осваиваться как в гостиничном, так и в ресторанном деле.
Практико-интегрированный подход к обучению делает наших студентов конкурентоспособными. Они все востребованы. Куда ни зайдешь, – в ресторан, гостиницу, турфирму: везде видишь своих выпускников. Это очень радует.
– Неужели вы всех помните?
– Кого-то помню, кого-то нет. Зато все помнят меня. Главное, что бывшие выпускники часто к нам обращаются, приходят на кафедру, обращаются за помощью, с некоторыми мы по-настоящему дружны.
Совсем недавно, на Тихоокеанском туристском форуме, мы встретились с одним из наших выпускников, ныне преуспевающим экскурсоводом, и он согласился не только выступить перед студентами в качестве приглашенного спикера, но и организовать экскурсионный мастер-класс.
Кстати, это еще одна наша «фишка» – приглашать успешных людей пообщаться со студентами, вдохновить своим примером. В институт приходит очень много представителей бизнеса, причем это не только выпускники ВГУЭС, а все, кому интересно общаться с молодежью, делиться профессиональным и житейским опытом. Для нас важно, что благодаря таким неформальным встречам бизнес уже на этапе студенчества приглядывается к нашим ребятам, принимает на практику и на работу.
– Насколько будут востребованы профессии, которым вы сейчас учите? Туристическая отрасль сильно пострадала из-за ковидной пандемии. Еще недавно Приморский край принимал около миллиона иностранных туристов в год, и вот уже нет никого.
– Как правило, любая проблема имеет обратную сторону. Знаете, есть такое понятие, как теория волн Шумпетера, смысл которой в симметричности кризисных и инновационных волн. Кризис всегда порождает инновационный всплеск, заставляет людей действовать, придумывать что-то новое. Вся история человечества – история кризисов и подъемов. Сейчас у нас новая волна и новый этап развития, в том числе, в туристической отрасли.
Да, сегодня резко упал поток зарубежных туристов, но одновременно открылись огромные перспективы для внутреннего туризма. Государство сейчас огромное внимание уделяет этой сфере, и это понятно: туризм может и должен стать драйвером развития экономики регионов и страны в целом. У нас огромный туристический потенциал: ресурсный, природный, культурный, человеческий. В России и в Приморье есть, что показать путешественникам.
Я абсолютно убеждена, если человек с головой, если увлечен своим делом, то всегда можно найти сферу деятельности в туризме. Взять, к примеру, нашу туристическую компанию «ВГУЭС-ТРЭВЕЛ». Здесь очень быстро переключились с международного выездного туризма и работы с иностранными гражданами на туризм внутренний, сосредоточившись на образовательных молодежных турах. Только за весну студенты ВГУЭС побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске, на Алтае и Сахалине. Причем туры эти мы проводим в коллаборации с вузами из других регионов. К примеру, в Москве наши ребята участвовали в научных мероприятиях Института спорта и туризма имени Сенкевича и привезли не только туристические впечатления, но и дипломы победителей.
– Министерство образования и науки только что объявило о программе развития студенческого туризма, а ВГУЭС уже реализует.
– Потому что мы находимся в постоянном движении, изучаем туристический рынок, выбираем самые интересные сегменты. «ВГУЭС-ТРЭВЕЛ» работает всего четыре года, но компания уже успела заявить о себе, привлечь клиентов и, самое главное, сохранить их даже в кризис. Это всё дорогого стоит.
Для нас важно, что «ВГУЭС-ТРЭВЕЛ» – не просто туристический бизнес, но и сильная учебная база для наших студентов. Студенты проходят во «ВГУЭС-ТРЭВЕЛ» практику, получают компетенции, необходимые в туризме, а некоторые остаются работать. Руководит компанией наш преподаватель, кандидат экономических наук Илона Михина.
– Это тот самый случай, когда наука соединяется с реальной жизнью и выдает лучший результат?
– Не случай, а наша активная образовательная позиция, основанная на глубоком сотрудничестве с бизнесом, благодаря чему наши студенты получают знания не только из книг, но и в самой профессиональной индустрии, и это дает им неоспоримое конкурентное преимущество при трудоустройстве после окончания вуза.
Я и сама до сих пор интегрирована в бизнес, и хотя с 2000 года работаю во ВГУЭС, все это время не теряю связи с бизнес-сообществом. Это необходимая подпитка своих профессиональных знаний, обмен информацией, совместный поиск решений. Я и в университет пришла, чтобы делиться опытом, который получала в бизнесе.
– Как вы, инженер-экономист, попали в туризм?
– После окончания ВГУЭС, который тогда еще был Дальневосточным технологическим институтом, устроилась бухгалтером-расчетчиком во Владивостокское бюро путешествий и экскурсий, и там как-то очень быстро, буквально за несколько месяцев выросла до начальника планового отдела. По объему турпотока Владбюро занимало четвертое место в Советском Союзе после Москвы, Ленинграда и Сочи. В закрытый порт Владивосток можно было попасть через систему туризма, и советские люди с радостью использовали этот единственный шанс. За этот период я освоила различные технологии турбизнеса: прием и экскурсионное обслуживание, круизный туризм (мы организовывали круизы по морям и землям Дальнего Востока, круизы из зимы в лето), выездной железнодорожный и авиа-туризм во все уголки нашей большой страны. Каждую неделю коллеги возили народ в Находку и Хабаровск, на Камчатку и Сахалин.
Однажды я тоже решила пробовать себя в роли руководителя группы. Очень мне это понравилось: путешествие и работа – в одном флаконе, все интересно, увлекательно, плюс жизненный, профессиональный, управленческий опыт. Но много было и стресса, критических ситуаций, требующих очень быстрых, нестандартных решений.
Помню, как однажды наша группа едва не застряла на Сахалине. Во Владивостоке случилась нелетная погода, аэропорт не принимал. А нас уже из гостиницы выселили, мест больше не предвидится, деньги у людей кончились, и все в шоке: в понедельник не выйти на работу, значит, быть уволенным, а многих еще и дети ждут. Мы же улетали на выходные.
Кинулась я к начальнику смены аэропорта: «Помогите, со мной 30 человек, нам бы с вашего с острова хотя бы до Хабаровска добраться. – Человек разводит руками: ни-че-го нельзя сделать».
И тут вмешалась Вселенная. В лице летчика, который случайно оказался рядом. Да не просто летчика, а капитана борта. «Не переживай, возьмем вас до Хабаровска. Собирай своих туристов».
Сели мы, счастливые, в этот наш легендарный «ЯК-40», и в путь. Сколько радости было, когда оказалось, что погода наладилась, и мы летим во Владивосток.
Еще был интересный случай в 90-х, когда специально для нашей группы прицепили дополнительный вагон к поезду Москва-Санкт-Петербург. В те годы на вокзалах рулила мафия, и чтобы добраться из одной нашей столицы в другую, руководителям владивостокских тургрупп приходилось договариваться с авторитетными товарищами.
Все об этом знали и как-то решали проблему уже по прибытии в Москву. Но я пошла другим путем. Перед поездкой в Москву пошла к директору владивостокского железнодорожного вокзала: «Может быть, вашему коллеге, директору Ярославского вокзала, что-то нужно передать, я как раз группу везу?» – Директор обрадовался, вручил мне кучу каких-то буклетов, плакатов, личных презентов.
– Наверное, это был ваш хороший знакомый?
– Нет, видела его впервые. Просто снова так удачно сошлись звезды. И в Москве все хорошо получилось. Директор Ярославского вокзала позвонил директору Ленинградского вокзала и сказал: «Слушай, у меня тут такая приятная девушка из Владивостока, ей очень надо помочь. - Чем?! – У нее 30 туристов, их всех надо перевезти в Санкт-Петербург. – Да ты что?! Всё забито! – Ну так присоедини дополнительный вагон!»
– Как романтично! Ради вас поднимали в небо самолеты, отправляли поезда…
– Нет, это всё делалось не ради меня, а для людей. И я для них всегда старалась. В туризме главное – люди. Как ты к ним относишься, таким будет и твой бизнес. Хорошо относишься, будет успех, будет результат, будут деньги. Вообще интересная такая вещь – туризм. Если ты вошел в него однажды, почувствовал этот драйв, то уже останешься навсегда.
Можно поменять сферу деятельности: из турфирмы перейти в ресторанный бизнес, или бросить рестораны и заняться гостиничным бизнесом, но все равно это так или иначе связано с индустрией туризма.
Наши студенты никогда без работы не останутся, и это будет самая лучшая работа. Нет ничего на свете лучше туризма!
Визитная карточка
Галина Гомилевская, директор Международного института и туризма ВГУЭС, кандидат экономических наук.
Окончила Дальневосточный технологический институт. Трудовую биографию начинала в сфере туризма.
Известное на весь Советский Союз Владивостокское бюро путешествий и экскурсий, АО «АКФЕС», комитет по туризму Приморского края, компания «ТУРБЮРО», Приморское отделение Российской Ассоциации турагенств, АНО «Бизнес Экспертинвест». Прошла по всем ступенька карьеры – от инженера-экономиста – до вице-президента. Разрабатывала первую в истории края целевую программу развития туризма в Приморье.
Сегодня является членом Общественного экспертного совета по развитию туризма Приморского края и членом рабочей группы по развитию туризма при Думе Владивостока. Сильное экономическое образование, огромный практический опыт и любовь к университету позволяют Галине Гомилевской быть успешной во многих ипостасях: управлять институтом, читать лекции студентам, выступать в роли эксперта, заниматься бизнесом.
При всем этом сумасшедшем ритме остается красивой, стильной женщиной. Очень привязана к семье. Любит йогу, книги, жизнь.