Университет 4.0: ВГУЭС создает эталонное общество и среду будущего

Каковы будут магистральные тренды в образовании на ближайшие пять лет, что такое «фиджитал» и «гифлекс» и почему образование  это отложенное удовольствие? А также другие интересные вопросы, на которые ответил проректор по цифровому развитию ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Владимир Крюков.

— Владимир Васильевич, какие задачи ВГУЭС, как университет будущего, сегодня решает в первую очередь?

Главная цель наладить общие каналы коммуникации с поколением «Z» и понять нашего потребителя.  Сегодня необходимо владеть методами-инструментами, чтобы адаптироваться к меняющейся культуре потребления и коммуникаций абитуриентов. Если в традиционной модели коммуникаций бренд использовал каналы коммуникаций, как вещательный инструмент на широкие массы аудитории, то сегодня бренд стал частью системы коммуникаций с определенной группой потребителей/ провайдером контента/ интерактивным элементом. Мы этим пользуемся. Наряду с традиционными (медийной, контекстной и таргетированной рекламой), осваиваем относительно новые каналы — например, Тик-Ток. Применяем способы подготовки и публикации полезного контента с интегрированными в него коммерческими предложениями. Мы изучаем запросы и поведение клиентов. Клиент сегодня там, где ему вовремя, удобно, комфортно и быстро расскажут о продукте и предоставят услугу. Аналитики рекомендуют применять концепцию «клиентский опыт» — это совокупность впечатлений, которые получает клиент в процессе взаимодействия с вузом – среда, люди, наши услуги и т.п. Мы учимся на основе анализа социальных сетей определять, что влияет на лояльность клиентов и определяет их удовлетворенность и причины неудовлетворенности. Создаем интернет-сообщества не просто для рекламы событий или предложений, но, чтобы консультировать клиентов, ориентировать-направлять и формировать лояльность.

— В чем сегодня ценность высшего образования?

Высшее образование напрямую влияет на успешность людей, прибавку к зарплате, социализацию, понимания общественного устройства. Образование, полученное в университете — это ценность или сокровище, которое будет повсюду следовать за его владельцем, поэтому выбор вуза и направления подготовки – это самое ценное, что абитуриент может сделать ради будущего. Образование – это отложенное удовольствие. Ты тратишь годы на обучение, понимая, что знания, полученные в молодости, будут приносить дивиденды на протяжении всей жизни. Концепция отложенного (отсроченного) удовольствия или вознаграждения сегодня ради лучшего завтра занимает центральное место во многих культурных и религиозных институтах. Тратим силы, строим дороги и дома, чтобы завтра жить в лучших условиях, т.е. отсрочить вознаграждение. Кладем деньги на депозиты, чтобы потом получить выгоду, мы сдерживаем себя в еде, не курим и не пьем, чтобы сохранить здоровье – отсроченное вознаграждение.

— Как этот принцип реализуется непосредственно во ВГУЭС?

Мы в университете создаем эталонное сообщество и среду, в которой студенты познают лучшие практики общения и социального взаимодействия в дружественной, безопасной, открытой для сообществ и информационно насыщенной корпоративной среде. И это имеет огромное значение для формирования мировоззрения и правильного понимания общественного устройства. ВГУЭС является примером (маяком) высоких стандартов для общества в целом, для понимания образа жизни и правильного устройства общественных институтов и отношения к работе. Это включает здоровый образ жизни, цифровой переход (или трансформацию), сохранение среды обитания, заботу о тех, кто рядом и т.п. Для этого университет не только воплощает в жизнь декларацию о высоких стандартах, он открыт и развернут к проблемам, которыми живут люди в регионе. Как это проявляется? ВГУЭС реагирует на экономические, социальные, технические и экологические проблемы и вызовы, актуальные для региона, а потом и сам формирует востребованную повестку и ставит цели для регионального развития.

— Виртуализация и цифровизация – почему это так важно?

Это сейчас и еще на пять лет ключевой тренд. ВГУЭС отличает информационно -технологически насыщенная образовательная среда и активное применение технологий виртуализации как в инфраструктуре, так и в обучении. Применение цифровых образовательных ресурсов и электронного обучения влияет на доступность знаний: можно обучаться, не посещая кампус, уменьшение зависимости от преподавателей, следование пожеланиям молодежи «всегда быть на связи», все образовательные ресурсы «под капотом» смартфона. Фактически это «университет в твоем мобильном». Мы продвигаем концепцию Фиджитал (Phygital – physical + digital)  соединение возможностей цифровых технологий с желанием людей общаться друг с другом в физическом мире. Эта концепция позволяет достичь равновесия, при котором университет будет обучать студентов по модели «ГиФлекс» на реальном опыте, человеческом взаимодействии и физическом самовыражении, не ограничиваясь исключительно цифровыми инструментами. ВГУЭС первый университет, где создана равновесная цифровая среда, учитывающая желание людей общаться и самовыражаться.

— Расскажите подробнее о новом подходе в организации обучения на основе модели «ГиФлекс»?

«ГиФлекс» (HyFlex - Hybrid + Flexible, гибридность + гибкость) это модель обучения, сочетающая в себе элементы традиционного обучения (занятия в аудитории) и онлайн-обучения. Впервые он был введён в высшее образование в 2006 году с тем, чтобы дать студентам выбор: посещать занятия в аудитории, либо учиться онлайн, имея при этом возможность в любой момент изменить одно на другое. Для поддержки такой модели должны быть другая организация процесса, соответствующее техническое оснащение, обеспечение учебными ресурсами и методическая готовность. У нас для этого готовы 8 аудиторий, использует активно Институт иностранных языков.

Гибкий характер модели имеет возможность предусмотреть риски, поскольку уровень ограничений может в любой момент измениться, то уже подготовленные к использованию модели HyFlex аудитории и преподаватели смогут быстрей и эффективней адаптироваться к новым обстоятельствам. Ну, и студентам такая организация понравится, поскольку у каждого случаются разные ситуации в жизни, например, подработка на старших курсах не позволяет посещать в какой-то период кампус, ситуация в семье и тому подобное.

— Как в связи с этим поменяется функция кампуса университета?

Кампус, который в настоящее время является центральным местом получения высшего образования большинством студентов, будет дополнен (но не заменен) интеграцией цифровых технологий в управлении и обучении. В основе этих изменений лежит концепция виртуализации как труда, так и обучения студентов. Виртуализация напрямую используется и в мобильности, т.е. на основе современных способов взаимодействия можно как повышать квалификацию работников, так и студентам расширять образовательный опыт через онлайн-курсы других вузов. Это аргумент в пользу тезиса: «Учись и развивайся там, где живешь». Потому что, какой смысл уезжать и поступать в ВШЭ или УрФУ, если там скоро 50% дисциплин будут в онлайн и ведущих профессоров студенты никогда не увидят? Можно, оставаясь во Владивостоке, поступить во ВГУЭС, и у студента будет возможность брать курсы ВШЭ и других ведущих вузов.

— Это как-то отразится на структуре социума в глобальном масштабе?

Цифровые технологии уже начинают играть роль великого уравнителя и разрушителя неравенства. Региональный университет удовлетворяет местные потребности, оставаясь при этом восприимчивыми к передовым практикам и предоставляя студентам возможность обучаться в ведущих вузах. Мы разрушаем неравенство и предоставляем всем возможность найти свое место.

— Какие конкурентные преимущества у выпускника ВГУЭС?

Конкурентоспособность выпускников и качество в обучении – это наша ключевая задача и это то, что мы делаем лучше всех. Результат зависит от следующего: кто, как, чему, в каких условиях и зачем обучает. И мы отвечаем на эти вопросы по каждому направлению подготовки. Отсюда наш основной слоган: Хочу. Могу. Делаю. Поступаю во ВГУЭС

— Как бы вы описали абитуриента ВГУЭС?

Любознательный: готов познавать новое. Мотивированный: способен сосредоточиться на учебе. Креативный: способен создавать новое, талантлив во многом, т.е. будущий инноватор. Интеллектуальный: способен усваивать новые сложные знания и понятия. ВГУЭС это место, где ждут любознательных и мотивированных. 

Персоны

Крюков Владимир Васильевич

Проректор по цифровому развитию и информационной политике