Top.Mail.Ru
Молодой ученый ВГУЭС Варвара Малахова рассказала, как обнаружить свои способности . Владивостокский государственный университет ВВГУ

Молодой ученый ВГУЭС Варвара Малахова рассказала, как обнаружить свои способности

18 марта 2022
Молодой ученый ВГУЭС Варвара Малахова рассказала, как обнаружить свои способности

Science Slam это популярный формат соревнований в виде коротких рассказов ученых о своих научных исследованиях. Очередной Science Slam прошел в гастробаре «Кооператив» 17 марта. В нем приняли участие четверо молодых ученых, в том числе старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, младший научный сотрудник Центра научных исследований, проектов и программ ВГУЭС Варвара Малахова. Мы поговорили с Варварой о ее научных интересах и возможностях заработать в науке.

— Варвара, почему решили принять участие в Science Slam и с какой целью?

— Организаторы предложили мне принять участие, и это стало новым ценным опытом для меня, как рассказать о результатах моего нового исследования, «переведя с русского на русский», то есть с научного языка на общечеловеческий.

— Расскажите об исследовании?

— Оно связан с профориентацией, а конкретнее с определением сильных сторон личности человека. Как он может узнать о своих сильных сторонах, и почему один человек уже с детства точно знает, кем он будет, а другой и в сорок лет может еще искать себя.

— И с чем это связано?

Это связано с восприятием себя. Сильные стороны есть у каждого человека обнаружить их, вот главная сложность. «Я не знаю, что во мне хорошего» очень часто это можно услышать, особенно от подростков.

— Как вы вышли на эту исследовательскую тему?

Я пишу диссертацию на тему профессионального самоопределения, и все, что связано с личной работой над собой, мне интересно. Я провела исследование на выборке подростков порядка пятисот человек, им нужно было ответить только на один вопрос кто я?

— Почему именно такой вопрос?

Если человека напрямую спросить о его способностях, ответ будет другой. А тут ответы отражали Я-концепцию, образ себя, осознаваемую часть о себе. И то, что человек о себе осознает, - это чаще всего либо социальные роли, либо физические аспекты: я девушка, я школьник, я мальчик. А дальше уже может быть: я фотограф, я хорошо рисую, я танцую, я рэппер – и это уже про сильные стороны личности, про способности.

— Какие-то рекомендации вы сформулировали на основе исследования?

Да. Учителю, например, следует положительно отмечать те практические задачи, которые ученик выполняет хорошо. Причем очень важно это делать именно вербально говорить ребенку, в чем он молодец. Родители должны быть заинтересованы в раскрытии индивидуальности именно ребенка, а не в реализации своих собственных устремлений. Подростку особенно важно видеть свое отражение через взрослого: решает сам, но от родителя получает положительное подкрепление. 

— Вы занимаетесь наукой. Можно ли этим зарабатывать деньги?

Да. У нас в университете действует рейтинговая система, которая учитывает твои научные достижения. Очень важная часть грантовая деятельность, социальные проекты. Мне очень повезло с выбором профессии, так как сегодня в обществе большой запрос на психологическую поддержку. Поэтому я еще оказываю психологические консультации, и эта практическая часть, которая хорошо достраивает мои теоретические исследования.

Персоны