Science Slam — это популярный формат соревнований в виде коротких рассказов ученых о своих научных исследованиях. Очередной Science Slam прошел в гастробаре «Кооператив» 17 марта. В нем приняли участие четверо молодых ученых, в том числе старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, младший научный сотрудник Центра научных исследований, проектов и программ ВГУЭС Варвара Малахова. Мы поговорили с Варварой о ее научных интересах и возможностях заработать в науке.
— Варвара, почему решили принять участие в Science Slam и с какой целью?
— Организаторы предложили мне принять участие, и это стало новым ценным опытом для меня, как рассказать о результатах моего нового исследования, «переведя с русского на русский», то есть с научного языка на общечеловеческий.
— Расскажите об исследовании?
— Оно связан с профориентацией, а конкретнее — с определением сильных сторон личности человека. Как он может узнать о своих сильных сторонах, и почему один человек уже с детства точно знает, кем он будет, а другой и в сорок лет может еще искать себя.
— И с чем это связано?
— Это связано с восприятием себя. Сильные стороны есть у каждого человека — обнаружить их, вот главная сложность. «Я не знаю, что во мне хорошего» — очень часто это можно услышать, особенно от подростков.
— Как вы вышли на эту исследовательскую тему?
— Я пишу диссертацию на тему профессионального самоопределения, и все, что связано с личной работой над собой, мне интересно. Я провела исследование на выборке подростков — порядка пятисот человек, им нужно было ответить только на один вопрос — кто я?
— Почему именно такой вопрос?
— Если человека напрямую спросить о его способностях, ответ будет другой. А тут ответы отражали Я-концепцию, образ себя, осознаваемую часть о себе. И то, что человек о себе осознает, - это чаще всего либо социальные роли, либо физические аспекты: я девушка, я школьник, я мальчик. А дальше уже может быть: я фотограф, я хорошо рисую, я танцую, я рэппер – и это уже про сильные стороны личности, про способности.
— Какие-то рекомендации вы сформулировали на основе исследования?
— Да. Учителю, например, следует положительно отмечать те практические задачи, которые ученик выполняет хорошо. Причем очень важно это делать именно вербально — говорить ребенку, в чем он молодец. Родители должны быть заинтересованы в раскрытии индивидуальности именно ребенка, а не в реализации своих собственных устремлений. Подростку особенно важно видеть свое отражение через взрослого: решает сам, но от родителя получает положительное подкрепление.
— Вы занимаетесь наукой. Можно ли этим зарабатывать деньги?
— Да. У нас в университете действует рейтинговая система, которая учитывает твои научные достижения. Очень важная часть — грантовая деятельность, социальные проекты. Мне очень повезло с выбором профессии, так как сегодня в обществе большой запрос на психологическую поддержку. Поэтому я еще оказываю психологические консультации, и эта практическая часть, которая хорошо достраивает мои теоретические исследования.