Сплав по реке Ток был одним из самых сложных из четырех летних походов турклуба «Сплав» ВГУЭС.
За лето спортсмены турклуба «Сплав» совершили четыре похода. Ветераны в составе сборной команды совершили поход наивысшей, шестой категории сложности по Алтаю. Поход в Амурскую область к верховьям Зеи и сплав по реке Ток имел пятую категорию сложности. Группу из 12-ти человек возглавил доцент кафедры физкультуры и спорта ВГУЭС, Заслуженный путешественник России, руководитель турклуба «Сплав» Геннадий Кариков. В составе участников – заядлые и опытные туристы, студенты ВГУЭС Ольга Бачило (гр. ЭТ-06), Алла Кравец (гр. ТУ-06), Антонина Владимирова (гр. ТТ-06), инженер лаборатории стратиграфии кайнозоя Дальневосточного геологического института ДВО РАН, выпускница ВГУЭС 2009 года, эколог Александра Романова (Руденко). Остальные участники - члены клуба из других вузов, наши постоянные партнеры по сложным походам.
Маршрут проходил по Становому нагорью, по тем местам, которые исследовал и описал в книгах военный топограф, инженер-геодезист, видный сибирский писатель Григорий Федосеев.
А начинался маршрут от железнодорожной станции Эльга, куда участники похода из Владивостока прибыли на поезде. Оттуда - путь в тайгу: до места доехали на «вахтовке». Но «колесами в реку», как говорят туристы, не удалось. Пеший переход до реки Ток составил 25 километров по мари и через три перевала. Марь – это болото по колено и все сопутствующие «радости», плюс моросящий дождь. Для переправы через ручьи Чардаг и Улягир, которые превратились в бурный поток, пришлось строить катамараны. Сложность перехода скрашивала ягода, да еще в таком количестве, хоть горстью черпай: голубика, морошка, шикша…
— Все пять лет, пока училась во ВГУЭС, занималась в «Сплаве». Но пеший поход к реке Ток, на мой взгляд, был самым трудным. Четыре дня шли по болоту в плохую погоду, когда морось сменялась ливнями, с рюкзаком под 50 кг. При моем весе в 60 кг я несла рюкзак в 43 килограмма, — рассказывает Александра Романова. — С 14 по 19 августа на шести катамаранах-двойках сплавлялись по правому притоку Зеи — реке Ток. Она течет в каньонах, вырываясь на пространство, ограниченное пологими берегами. Самые коварные пороги «Сфинкс», «Чертова пасть», «Киев».
— У порога «Сфинкс» место очень коварное — у скалы стремительное прижимное течение. Все экипажи удачно миновали этот участок, а катамаран Димы Симанова и Сашы Семенчукова прижало к скале. Этого никто не ожидал. Но мы с напарником среагировали моментально: подошли поближе и вытащили катамаран за веревку, которую кинул Дима, — рассказывает Алла Кравец. — А в 80-е годы в этом же самом месте группа из Красноярска потеряла руководителя – здесь ему установлен памятник.
— При прохождении порога «Чертова пасть» наш катамаран перевернулся, — рассказывает Геннадий Кариков. — Прошли одну «бочку», мощный слив, впереди — другая «симпатичная» бочка. Два-три ненужных гребка — и катамаран в слив входит криво. Попытка выровнять его не удается, и мы переворачиваемся. С напарником Владимиром Романовым выныриваем и взбираемся на днище. Причалили к камню посреди порога… Поставили кат на ровный киль и пошли дальше.
В сибирской тайге команда «Сплава» ловила рыбу, в изобилии водившуюся в реке, имела встречи с северными оленями и даже медведем — места-то необжитые, дикие. Туристы сделали небольшую остановку в селе Бомнак, где родился и жил эвенк Улукитан — проводник исследователя и писателя Федосеева, посетили могилу «сибирского Дерсу Узала». А потом на катамаранах прошли 30 километров по Зейскому водохранилищу до станции Верхнезейск, где и завершили поход. Через двое с половиной суток прибыли во Владивосток – конечную точку маршрута.