«Мэтр года» - одна из номинаций ежегодного конкурса ВГУЭС «Преподаватель года». По традиции, участвуют в этой номинации преподаватели, уже имеющие солидный опыт и регалии.
«Мэтр года» — одна из номинаций ежегодного конкурса ВГУЭС «Преподаватель года». По традиции, участвуют в этой номинации преподаватели, уже имеющие солидный опыт и регалии. В этом году мэтрам было предложено подискутировать за круглым столом о воспитании предпринимательских компетенций у студентов и — шире — об идеях, которые должен реализовывать предпринимательский университет, отстоявший право считаться таковым. Форма дискуссии на конкурсе в этом году была введена впервые. Модератором обсуждения выступила проректор ВГУЭС по учебной работе, доктор экономических наук Ирина Черная — член оргкомитета конкурса «Преподаватель года».
Ирина Петровна задала тон дискуссии, начав с презентации, в которой было приведено несколько цитат знаменитых личностей из мира большого бизнеса:
— Наиболее емкую формулировку предпринимательства дал профессор Гарвардской школы бизнеса Говард Стивенсон: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов». Это определение особенно хорошо тем, что оно не ограничено сферой бизнеса: по Стивенсону предпринимательство возможно практически во всех сферах человеческой деятельности. Впоследствии определение Стивенсона было поставлено в более широкий контекст Р. Червитцем, который предложил концепцию интеллектуального предпринимательства. Червитц писал, что «создание материального богатства представляет собой лишь одно из проявлений предпринимательства. Предпринимательство — это не бизнес. Это установка на овладение миром — это процесс культурной инновации».
Именно такой подход должен лежать в основе концепции предпринимательского университета, сочетающего в себе многие признаки «академического капитализма». Важно и то, что компетенция предпринимательства входит в число 8 ключевых компетенций современного европейца, рекомендованных Евросоюзом. Ирина Петровна предложила собравшимся мэтрам подумать о том, какие шаги необходимо сделать, чтобы приблизиться к осуществлению миссии ВГУЭС – быть по-настоящему инновационным предпринимательским университетом, разрабатывающим коммерчески успешные инновационные проекты, дающим жизнь предприятиям малого и среднего бизнеса, сообществом вовлеченных студентов и сотрудников, разделяющих ответственность за выполнение миссии университета и получающих признание за свой вклад в его развитие.
Понятие «предпринимательский университет» используется во множестве работ, опубликованных с середины 1990-х годов. Однако четкое определение этого понятия до сих пор отсутствует. Большинство авторов просто описывают характеристики предпринимательского университета, например, выдвигая следующие требования к университетам, претендующим на то, чтобы называться предпринимательскими:
- университет должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация;
- члены университета — преподаватели, студенты, сотрудники — должны быть предпринимателями;
- взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к «структурному сопряжению» университета и региона.
Мэтры – профессор кафедры дизайна Ольга Обертас, заведующая кафедрой «Финансы и налоги» Ольга Ворожбит, доцент кафедры математики и моделирования Наталья Одияко, заведующая кафедрой экологии и природопользования Людмила Якименко, профессор кафедры сервиса и технической эксплуатации автомобилей Владимир Пермяков, доцент кафедры сервиса и моды Татьяна Зайцева и профессор кафедры философии и психологии Евгений Могилевкин – пришли на встречу подготовленными. Каждому было что рассказать о том, как во ВГУЭС инициируются новые виды деятельности студентов и преподавателей в соответствии со стратегией университета – быть предпринимательским университетом.
— Я всегда повторяю: учебный процесс не должен быть колыханием воздуха впустую, - выступила Ольга Георгиевна Обертас. – Поэтому необходимо взаимодействие со внешней средой в процессе выполнения курсовых и дипломных работ – и наша кафедра дизайна это уже делает. Вспомните ландшафтные и интерьерные проекты, подпорные стены, оформленные студентами… При этом надо помнить: любой Эверест будет покорен молодежью, только если преподаватель идет впереди!
— Мы тоже способны создавать инновационный продукт, который пользуется спросом, — сообщил профессор Евгений Могилевкин. — Например, уже проверенной популярностью пользуется наша дополнительная образовательная программа «Школа лидеров». Кроме того, мы можем проводить тренинги по заказу организаций. Мы уже внедряем все это в практику не только во Владивостоке, но и в других городах Приморья. И мы способны на большее.
Развернулась дискуссия по проблемам развития предпринимательских компетенций у преподавателей и студентов. Доцент кафедры математики и моделирования Наталья Одияко привела свои доводы:
— Предпринимательские компетенции – это умение выигрывать в жесткой конкурентной борьбе. И, наверное, для воспитания такого умения надо опираться на изначальные способности студента. А выявить их помогут тесты. Затем, когда мы выявим возможных талантливых предпринимателей, с. 3 курса можно создавать проектные игровые команды, которые будут разрабатывать бизнес-планы с надстройками. Матметоды в экономике учат в первую очередь мыслить реально. Очень хорошо, что мы наконец собрались, чтобы обсудить, как нам выстроить системный подход в воспитании предпринимательских компетенций. Возможно, только этого нам до сих пор не хватало, чтобы начать действовать.
Ольга Ворожбит назвала примеры успешно созданных ею предприятий:
— В 1991 году на базе ВГУЭС мною была создана аудиторская компания, и она до сих пор успешно работает. Хочу напомнить: предпринимательство подразумевает постоянный приток финансовых ресурсов. Надо создавать малые предприятия в университете! Например, я считаю, во ВГУЭС просто должен появиться магазин модной одежды, сшитой нашими художниками по костюму. Но это только одна идея. Думаю, разработать другие жизнеспособные идеи нам поможет сессия стратегического планирования. И если из пяти идей мы воплотим в жизнь хотя бы две — это будет победа!
Дискуссия была продолжительной и оживленной. В ходе обсуждения участники выдвинули немало интересных предложений, которые подробнее было решено обсудить на ближайшей сессии стратегического планирования. Вклад в дискуссию каждого участника оценивали 7 экспертов, с помощью специально разработанной организаторами шкалы оценки. Кого же конкурсная комиссия признает Мэтром года, мы узнаем на предновогоднем корпоративном празднике, когда будут объявлены все результаты конкурса «Лучший преподаватель года».