Повесткой мартовского заседания Ученого совета ВГУЭС стал вопрос управления качеством образовательного процесса в условиях коронавирусной инфекции и в постковидный период.
Первым с докладом выступил проректор по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС, кандидат технических наук Сергей Голиков. Он напомнил хронологию событий пандемии, начиная с приказа Минобрнауки России о деятельности университетов в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ и приказа ректора ВГУЭС Татьяны Терентьевой о вводе особого режима работы университета от 4-го апреля 2020 года. Сергей Голиков подчеркнул, что университету удалось в рекордный срок организовать учебный процесс с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
— За ковидный период мы накопили очень важный опыт, когда многие вопросы приходилось решать с нуля, и теперь можем использовать эти наработки и организационные решения для развития образовательного процесса, в первую очередь электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, — сказал Сергей Голиков.
Оценивая итоги, которые привнесла с собой пандемия в организацию учебного процесса, директор департамента учебной и воспитательной работы ВГУЭС Юлия Чебова отметила положительные стороны:
— внедрена система организации и проведения учебных занятий и государственной итоговой аттестации в дистанционном формате;
— используется система виртуализации учебных занятий;
— выпускные квалификационные работы, отчеты по практике, курсовые работы студентов оцениваются через систему управления электронным документооборотом ВГУЭС, в безбумажном формате;
— профессорско-преподавательский состав и сотрудники университета отшлифовали навыки организации учебного процесса в дистанционном формате.
Директор департамента цифрового развития ВГУЭС Ольга Батурина заострила внимание на том факте, что смешанный формат обучения оказался очень удобен при условии его грамотного использования, так как заметно повысились качество и конкурентоспособность образовательных программ.
— Перед студентами такой формат открывает возможность проходить онлайн курсы ведущих столичных университетов, не выезжая за пределы региона, а для университета — привлекать известных профессоров для включения в образовательный процесс, — особо отметила Ольга Батурина.
О том, какие изменения произошли в выстраивании взаимодействия с деловой средой, организацией практик и проектного обучения за период пандемии, рассказала заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Юлия Разумова. Она подчеркнула, что благодаря онлайн-формату, количество ключевых мероприятий, таких как «День компании» и «Приглашенный спикер», встреч с представителями бизнес-среды и тренингов заметно возросло. Также за два года студенты оценили широкие возможности трудоустройства и прохождения практики на цифровой платформе Факультетус. В 2021 году почти 5 тысяч студентов и более пятисот компаний-партнеров ВГУЭС зарегистрировались на платформе. Переход в цифровую среду благотворно сказался и на дисциплине «Проектное обучение»: в 2021 году студенты успешно защитили более двухсот проектов, почти половина из которых была разработана под заказ внешней среды.
Начальник Управления молодежной политики ВГУЭС Роман Ковбас рассказал о новых задачах, которые стоят перед управлением в рамках реализации Национального проекта «Образование» и законопроекта «О молодежной политике в Приморском крае». Он подчеркнул, что если раньше молодежная политика в основном ставила целью вовлечение студентов в активную социальную жизнь, творчество и спорт, то теперь акцент делается развитии предпринимательских инициатив, реализации стартапов, навыков успешного внедрения бизнес-идей.
— Новое поколение молодых людей видит главной целью получения высшего образования самореализацию, и наша задача — обеспечить максимально подходящие условия и возможности для этого, — сказал Роман Ковбас.
Подводя итоги заседания, ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева подчеркнула, что любой кризис не только создает проблемы, но и открывает новые возможности:
– Мы должны по максимуму использовать эти возможности, – сказала Татьяна Терентьева. – В истории нашего университета не раз случались кризисные ситуации, но каждый раз мы справлялись, становились сильнее. Сегодня наша задача – выбрать самые современные, не стандартные подходы и опираясь на них, трансформировать наш университет, усилить его конкурентоспособность.
Ректор ВГУЭС нацелила коллектив на развитие уникальных моделей, увеличение практико-ориентированных программ, внедрение цифровых технологий:
– Нужно развивать программу «Стартап как диплом», – отметила Татьяна Терентьева. – Это то, что сегодня нужно нам всем, и в первую очередь, нашим студентам, которые получают отличную возможность проявить свои лидерские и предпринимательские качества, открыть собственный бизнес, заявить о себе потенциальным работодателям.
Напомним, до 11 апреля студенты ВГУЭС могут подать заявку на участие в конкурсе грантов – «Студенческий стартап». 1000 лучших получат один миллион рублей на реализацию проекта. Шанс есть у каждого.
Татьяна Терентьева также отметила, что университет ставит на первый план формирование предпринимательского мышления в студентах, развитие надпрофессиональных навыков, таких как soft skills. Особое место отводится воспитательной работе со студентами. Планируется увеличить до 70% число вовлеченных в молодежную политику. ВГУЭС предоставляет широкие возможности для личностной реализации студентов – через программы гражданского звучания, социальные проекты, занятия спортом, культурно-развлекательные мероприятия.
– У нас есть все, чтобы решить главную задачу – повысить качество образования, привлечь в университет талантливых выпускников, растить профессиональные, востребованные в регионе кадры, – резюмировала ректор ВГУЭС.