Студенты 3-го курса Института маркетинга и коммерческой деятельности Юлия Афанасьева и Никита Аскевич, которые проходят обучение по направлению «Торговое дело», профиль «Интернет-маркетинг и электронная торговля», основали собственное маркетинговое агентство «АМБА». Мы пообщались с начинающими предпринимателями и их наставником – доцентом Кафедры маркетинга и торговли Натальей Юрченко.
– Наталья Александровна, обычно студенты ходят на пары, слушают лекции, а Юлия и Никита еще успевают и деньги зарабатывать…
Наталья Юрченко:
– Наша задача была так их обучить, чтобы они могли свои знания применять на практике еще будучи студентами. У них так и получилось.
Профиль подготовки у ребят очень гибкий – в сфере интернет-маркетинга и электронной торговли очень быстро меняются тренды, поэтому мы приглашаем практикующих маркетологов, которые вместе с нами – преподавателями университета – дают нашим студентам актуальные знания. В весеннем семестре этого учебного года со студентами работала Евгения Соколова, руководитель брендингового агентства. Она на реальных кейсах показала ребятам, как строить платформу бренда. Ярким финалом дисциплины была разработка платформы бренда нашего университета, который недавно сменил свое название, концепцию. Ребята представили свой проект, который лег в основу контент-стратегии, позиционирования и нового логотипа ВВГУ.
Юлия и Никита обладают такими умениями и компетенциями, которые позволяют им становиться успешными на рынке маркетинговых услуг, реализовывать проекты для реальных заказчиков. Я присутствовала на одной из защит такого проекта – небольшое кафе, которое представлено в нескольких локациях Владивостока. Ребята для них делали бренд-платформу, заказчик остался очень доволен, и сейчас ребята не останавливаются, хоть и каникулы – они работают дальше.
Профили подготовки Института маркетинга и коммерческой деятельности предполагают, что студенты уже на 2-3 курсе могут применять те знания, которые они получают во время учебы. Университет предоставляет разные возможности: трудоустройство по заявкам партнеров, проектная деятельность, проект «приглашенный спикер». Наши студенты знакомятся с потенциальными работодателями и компаниями, проходят практику и стажировки, устраиваются на работу по профессии, но, чтобы ребята создали свой собственный бизнес уже на 3-м курсе, на моей памяти – это первый случай. Более того, Никита и Юля уже готовы брать в свою команду и других студентов университета.
– Юлия, Никита, как вы пришли к этой специальности – интернет-маркетинг?
Юлия Афанасьева:
– Когда я закончила 11 класс, я подала заявления на разные направления. Четкого понимания, куда идти, у меня еще не было. В процессе изучения рынка профессий в интернете я случайно пришла к мысли – массу контента в сети мы воспринимаем как развлечение, а почему бы не посмотреть на это с точки зрения монетизации. Так я и определилась, что иду на профиль «Интернет-маркетинг и электронная торговля». И не прогадала. Начиная с 1-го курса я начала обучаться не только в вузе, но и самостоятельно, и применять свои навыки на практике.
Никита Аскевич:
– Я с 8-го класса узнал о специальности маркетолога, о тех структурах, которые занимаются креативами для различных компаний и организовывают их работу, продвижение. И с тех пор я целенаправленно стремился поступить на эту специальность.
– Как родилось ваше агентство, какие оно предоставляет услуги?
Юлия Афанасьева:
– Я три года занималась только SMM и в какой-то момент поняла, что хочу идти дальше, расширять сферу своей деятельности. Я видела, как проявляет себя Никита на парах, мне нравилось то, что он говорит, его взгляд на профессиональные вещи. В какой-то момент мы пришли к тому, что у нас одно желание – собрать команду, создать свое агентство и делать что-то крутое. Так у нас и получилось – мы начали об этом разговаривать и думать, кого привлечь к себе в команду.
Никита Аскевич:
– Когда мы только обсуждали идею создания агентства, наш первый на тот момент дизайнер (сейчас у нас в штате четыре дизайнера, а всего в команде 11 человек), предложил идею использовать название из лексики коренных народов Дальнего Востока. Мы не хотели как-то связывать наименование агентства с Владивостоком, с тиграми, с морем, поскольку это уже набило оскомину, и мы не планировали привязки к региону. Нам понравилось слово «Амба». Одно из его значений – злой дух. Мы подумали, что хотим быть такими же агрессивными, амбициозными, только в хорошем смысле. Так сейчас и делаем – беремся за самые разные проекты, иногда даже за те, в которых пока не хватает опыта, но, благодаря командной работе, у нас получается.
Юлия Афанасьева:
– У нас есть миссия – «Вдохновлять людей и себя историей и современностью». То есть, мы не забываем про историю маркетинга, иногда берем какие-то старые кейсы и стараемся преобразовывать их в современные форматы.
Никита Аскевич:
– То же самое с дизайнами, технологиями, которые не особо применялись в тех или иных сферах, мы стараемся экспериментировать и даже на этапе гипотез придумывать им какое-либо применение. Мы начинали работу с SMM-сопровождения, но более комплексного – предлагали заказчику не просто услуги контент-криэйторов, которые будут вести страницу, но и попутно продавали услуги дизайнеров, которые создавали визуальную составляющую для соцсетей бренда, и работали вместе с SMM-щиками. Потом у нас пошли более разноплановые заказы, среди которых брендинг различных бизнес-проектов в сфере общепита, в сфере продажи товаров и услуг, и так далее.
Сейчас мы закрыли один проект по брендингу в общепите, и попутно ребята работают над брендбуком для него, где будет полная визуальная составляющая бренда – наружная реклама, вывески, упаковка, мерчандайзинг и т.п. Параллельно сейчас занимаемся баром, киберклубом, так же у нас остаются заказы, которые мы брали в долгосрочную перспективу в сфере SMM, и попутно пытаемся продавать заказчикам другие услуги в виде брендинга, 3D-дизайна, дизайна интерьеров, создания сервисов и приложений, наружной рекламы.
– Найти в интернете вас уже можно?
Юлия Афанасьева:
– Сейчас мы озабочены задачей «упаковать» себя – создать собственный сайт, соцсети, собрать свои кейсы, сделать портфолио... К счастью, у нас очень много заказов, которые приходят либо по сарафанному радио, либо мы сами находим клиентов посредством коммуникаций. У нас большая занятость сейчас, но наши ребята ставят перед собой задачи, а мы ставим им цели, и сейчас будем активно заниматься «упаковкой» нашего агентства.
Никита Аскевич:
– Этим летом хотим запустить первые собственные соцсети и мерч.
– Ваши доходы уже позволяют не зависеть от родителей?
Никита Аскевич:
– У нас сейчас не супер-большая заработная плата, но мы изначально создавали агентство с установкой на рост. В целом, мы и наша команда уже сами себя обеспечиваем, но стремимся к большему.
– Как вы работаете со студентами, чем «заманиваете» их на работу в агентство?
Юлия Афанасьева:
– Мы стараемся заботиться о ребятах, которые приходят в нашу команду. Благодаря Наталье Александровне Юрченко у нас появилась возможность, чтобы, работая с нами, ребята могли проходить практику, чтобы мы могли выступать в лице заказчиков в проектной деятельности, чтобы они могли находиться на практике, получать за это заработную плату, иметь перспективу на дальнейшую работу с нами и реализовывать свои идеи.
Мы ждем студентов, которые обучаются по направлениям «Интернет-маркетинг и электронная торговля», «Реклама и связи с общественностью», дизайнеров разных направленностей, контент-мейкеров, фотографов, студентов IT-направлений. Привлекаем специалистов различных специальностей и для всех найдем применение.
– Без помощи университета ваш бизнес мог бы состояться?
Юлия Афанасьева:
– Университет дает возможность стать ближе к реальному рынку нашей профессиональной деятельности, знакомиться с практикующими специалистами и получать уникальные знания. Преподаватели поддерживают наши идеи, и мы уверены, что они болеют за своих студентов.
Никита Аскевич:
– Поскольку у нас пока нет своего офиса, мы можем использовать аудитории и коворкинг-пространства университета для презентаций и переговоров с заказчиками. Это большая помощь для нас.
– Наталья Александровна, насколько распространена практика, когда реальная работа студентов становится их дипломами, наверняка у Юлии и Никиты есть такая перспектива?
Наталья Юрченко:
– У нас в институте в этом году два таких стартапа были реализованы – по бизнесу в области парфюмерии и по производству экологичной упаковки – ребята таким образом защитили свои бакалаврские работы. Поскольку в следующем году Никите и Юле выпускаться из университета, мы уже обсуждали, что их агентство может быть таким стартапом.
СПРАВКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ
Институт маркетинга и коммерческой деятельности ВВГУ продолжает прием документов на договорной основе на профили подготовки бакалавриата «Интернет-маркетинг и электронная торговля» и «Международная логистика и управление поставками» в рамках направления «Торговое дело».